SergeL wrote:
Выпейте 300 капель эфирной валерьянки
Из шестой серии, надо полагать

Madam wrote:Очень интересно, почему роман Булгакова стал культовым для советской интеллигенции? Никто над этим не задумывался?
у Александра Эткинда ( я его вообще обожаю, он профессор психиатрии + литературовед и подход у него ко всему очень специфический и умнейший) в" Россия и Америка в травелогах и интертекстах" есть такая точка зрения: " Мастера и Маргариту" он рассматривает как выяснение для Булгакова идеи об эмиграции, которая очень Булгакова в то время волновала. Булгаков в это время был знаком с американским послом в России Буллитом. Буллит и по внешности и характеру типичный Воланд, как его описывает Булгаков: импозантный иностранец, блестящий, язвительный, любитель роскоши и женщин, великолепно образованный, демонический. Они очень подружились и много времени проводили в беседах, причем сам Буллит был вначале пациентом Фрейда, а потом совместно с ним работал и даже написал в соавторстве книгу ( сравните беседы Воланда с Кантом) . Буллит его уговаривал иммигрировать ( сравните беседы с Воландом, как он соблазняет Мастера Европой: " представьте как вы будете гулять с любимой по тихим европейским улочкам, сидеть в кафе и наслаждаться музыкой") , да Булгаков и сам очень хотел уехать из Сов. России, Буллит ходатайствовал за него у Сталина, но Булгакову отказали, он после этого не долго прожил, кажется - не помню, перед смертью даже не разрешили ехать лечить туберкулез в Италию, он и умер так. Буллит будучи послом закатывал грандиозные балы ( в то время Москва была нищей, конечно,а размах с которым Буллит гулял был хорош. Он был и не женат к тому же). Балом Сатаны вполне возможно стал знаменитый прием Буллита в посольстве, куда натащили настоящих медведей и березок. Потом у Буллита в Америке были разногласия с президентом, что-то там не поделили, он против Сов.России очень стал выступать, умер он как-то заброшенный. НАдо поискать в интернете, я сама уже не очень хорошо помню. Короче, то что Буллит был прототипом Воланда у меня сомнений мало, но с этой версией наши литературоведы не очень соглашаются ( если вообще о ней слышали), потому что сам Булгаков на прямой вопрос, так ли это, много раз открещивался- что Воланд и Буллит ничего общего не имеют. Но как же иначе он при Сталине бы сказал? Короче и весь роман - это ведь размышления о том- уехать или нет, и Воланд зовет уехать, и Маргарита улетела его спасать,
Вот если бы сделать кино о Мастере-Булгакове и Волланде-Буллите, включая и сам роман- это было бы интересно. То есть ведь идея эммиграции там очень присутствует, не этим ли так завораживал роман?...Не Kотом же цирковым?
FOH wrote:[
А почему тогда он и в еммиграции так близок, если "уехать" было единственной целью? Наверное Вы правы, с той лишь разницей, что уехать не как Буллит/ или к Буллиту, а куда-то дальше. Помните "Unbearable Lightness of Being" когда после еммиграции в Швейцарию герой емигрировал в деревню в Чехии. Примерно таk IMHO.
palmaker wrote:Насчет туберкулеза в Италию. Мелочь конечно, но вроде как Булгаков умер от нефросклероза (? почечной гипертонии ?).
Eman N. Azi-Nagro wrote:5 element wrote:Гафт, по-моему, должен был играть Пилата изначально
Гафт - Пилата? Это вы так шутите? Гафт - это вылитый Воланд, а не римлянин. Вот Басилашвили на роль Пилата - это ещё куда ни шло, хотя тоже не идеально.