Конечно, мне было недосуг подумать о Сокурове. Вернее, я думала, думала, но все время затык какой-то происходил. А значит, он, конечно, где-то в чем-то прокололся (не потому, что я так думаю, а потому что, если уж сделал что-то явственное, то оно - явно).
Пусть те, кто серьезно занимается кино, меня поправляют (я буду только рада, потому что без настоящего диалога - никак), но вот мои досужие домыслы: съемка длинным, или - одним, кадром должна, в принципе, давать бытовую, реалистичекую, почти натуралистическую, картинку (ну, в смысле, результат). Кстати, тот же Ренуар это так и использовал, отчасти пытаясь слить кино и жизнь. "Догматики" фон Триера, кажется, тоже на эту мельницу льют воду - их сильно достало "голливудское" кино.
В работе Сокурова есть определенное лукавство - сценарий, растянутый по времени (монтажный сценарий - как ни крути!) . Другое дело - уникальная камера, которой можно снимать так долго. Хотелось поигратьсяс техникой
, но поиграться на чем-то значительном - на Эрмитаже и истории России).
Несколько времен Сокурову удалось уместить в полтора часа - реальное время движения камеры, время историческое, время самого фильма (это как бы то, что не совпадает ни с первым, ни со вторым, как бы - время разворачивания истории, какое-то внутреннее время). (Тетя Мотя. здесь не пытайте меня, я объяснить не смогу - только ощущаю.) Плюс еще одно - лично сокуровское время, которое вполне может совпадать со временем фильма. Он все равно отчасти передал ход своей мысли, свои ощущения, свои сомнения, которые чем-то мне близки. Чем-то нет.
Меня, например, как - то ли критика Трофименкова, то ли режиссера Ковалова - несколько раздражал акцент на пальцах святых Эль Греко. Одна из частностей. Меня раздражали артисты больших и малых имеператорских театров, что-то усиленно изображающие, но это вообще тут не к месту.
С другой стороны - вот идет Вырубова с Александрой, девочки легкие (из Вагановского
) бегут, вот они входят в комнату, где император Николай II обедает, и журит младшенькую... Мы знаем. чем это все кончится, и как-то щемит где-то.
Я, не смотря ни что, воспринимаю это все эмоционально. Но Сокурову удается добавить к эмоциям (которые абсолютно подвластны "горизонтальной" съемке) воздух, время, вертикаль.
И, таки, молодец, значит. Потому как раньше это делали только через монтаж.
И - makay855 - я, конечно, встала на защиту Вашего дедушка всей грудью
- но когда Екатерина бежит по Зимнему саду - это невероятно красиво, это прекрасно... Мне не нужно знать, почему и зачем она смеется - эти связи вообще не имеют большого значения в фильме - он же не нарративный, как ни крути.
Это так же красиво, как финальная часть - когда идут все эти "бальные" люди, уставшие, веселые. насытившиеся, озабоченные, расслабленные, или "при службе" (как тот шпик, которого играет Мозговой) - и там, куда они еще не дошли, вдруг распахивается дверь - в этот туман над Невой, похожей на другую планету, со снежными языками, лижущими небо (привет Солярису?).
А вообще... Питер Брук все равно лучше всех!!!