baba_yaga wrote:Шаламов и Платонов мне нравятся много больше Солженицина. У Шаламова и Платонова нет надрыва и злости, но пробирает много сильней чем у Солженицина.
Просто недоумение - моя реакция на мнения, что Шаламов, Платонов или "Один день из жизни..." по своим литературным достоинствам выше Архипелага. Я - не искусствовед, но некоторые вещи ведь очевидны для продвинутого читателя.
1. Шаламов и Платонов - вторичны. Их своеобразие - в уникальности материала, в то время как их индивидуальный стиль в основном заимствован в первом случае от Лондона и Хемингуэя, а во втором - от русского символизма и авангарда начала столетия. То же и об "одном дне" - материал - интересен, а стиль- ну ничего особенного.
2. Язык Архипелага. Уникальное словообразование - через новые глаголы действия и производные от них существительные ( все эти "перепласты"). Уникальное построение предложений и их размерность, передающие эмоциональное отношение автора.
3. Структура Архипелага. Это полифония. Здесь и антропологическая составляющая - с главами арест, побег. Это и историческая динамика режима, переданная через обзор процессов. Это и литературная обработка всех этих мини-историй ( ведь это же не просто коллекция рассказов, разве не видна их структурация по Солженицину, так что они и соответствуют главному посылу главы, и перекликаются между собой, и - многие из них - являются законченными литературными произведениями сами по себе).
4. Уникальность Архипелага. Подобной книги не было создано ни в Германии, ни в Китае, ни в Кампучии... Это по сути единственный в своем роде трактат - с его сплавом политики, истории, литературы, жизненных историй, антропологии...
5. Эпичность Архипелага. Книгу можно сравнить с Гомером. Все тоже ноют что скучно читать, а вот литературоведы в восторге. Эпосы трудно читать малоподготовленному читателю. Если кому-то Архипелаг кажется скучным, спросите себя честно, а Гомер, Данте, или Фауст (2 часть) вам были интересны? Если нет, то что же вы ожидали...
6. Метафоричность. Не буду залезать глубоко, но сам образ Архипелага с его островами - жемчужина.
7. А про цифирки всякие он ведь сам говорил сто раз, что он за них не ручается, архивы - недоступны.