Куда шли поляки ?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
Куда шли поляки ?
Удивляюсь, как иногда можно преподнести историю...особо в совковой интерпретации.
Все мы знаем кто такой Сусанин. Молодец, настоящий мужик, целое войско один завел в лес и загубил.
А кто такой был Сусанин, куда шли поляки, кого они искали посреди России в болотах, куда и сейчас-то с трудом проедешь?
Все мы знаем кто такой Сусанин. Молодец, настоящий мужик, целое войско один завел в лес и загубил.
А кто такой был Сусанин, куда шли поляки, кого они искали посреди России в болотах, куда и сейчас-то с трудом проедешь?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11332
- Joined: 30 Mar 2000 10:01
- Location: Ice Storm Town
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
-
- Уже с Приветом
- Posts: 16722
- Joined: 19 Oct 2002 23:09
- Location: мАсква-USA...->NJ
Re: Куда шли поляки ?
J.K. wrote:Удивляюсь, как иногда можно преподнести историю...особо в совковой интерпретации.
Все мы знаем кто такой Сусанин. Молодец, настоящий мужик, целое войско один завел в лес и загубил.
А кто такой был Сусанин, куда шли поляки, кого они искали посреди России в болотах, куда и сейчас-то с трудом проедешь?
Читал где-то , что все ето ерунда. Не было Сусанина-героя, и никто не заводил поляков. Легенда появилась в начале 19 века ..
-
- Уже с Приветом
- Posts: 917
- Joined: 07 Jul 2004 12:37
- Location: Москва
Re: Куда шли поляки ?
Capricorn wrote:J.K. wrote:Удивляюсь, как иногда можно преподнести историю...особо в совковой интерпретации.
Все мы знаем кто такой Сусанин. Молодец, настоящий мужик, целое войско один завел в лес и загубил.
А кто такой был Сусанин, куда шли поляки, кого они искали посреди России в болотах, куда и сейчас-то с трудом проедешь?
Читал где-то , что все ето ерунда. Не было Сусанина-героя, и никто не заводил поляков. Легенда появилась в начале 19 века ..
Да ну ладно. Сохранилась жалованная грамота Царя Михаила Фёдоровича от 1619 года Богдану Сабинину - зятю Сусанина. Царь жаловал Богдашке половину деревни Деревищи за то, что Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Село Домнино, где жил Сусанин, было вотчиной Романовых, поэтому будущий Царь Михаил со своей матерью прятались там от поляков. Сусанин с Сабининым были захвачены недалеко от Домнина отрядом поляков, которые искали Михаила Романова. Сусанин пообещал полякам вывести их к месту, где скрывался Михаил, если они отпустят Сабинина. Те поверили, Сабинин метнулся в Домнино и предупредил Михаила, который укрылся в Ипатьевском монастыре. Сусанин же до утра водил поляков вокруг да около, а потом, задолбавшись лазить по болотам, обрисовал им ситуацию. Ну те его и нашинковали в капусту за такое дело.
Резвость - норма жизни
-
- Уже с Приветом
- Posts: 16722
- Joined: 19 Oct 2002 23:09
- Location: мАсква-USA...->NJ
Re: Куда шли поляки ?
Дачник wrote:..Да ну ладно. Сохранилась жалованная грамота Царя Михаила Фёдоровича от 1619 года Богдану Сабинину - зятю Сусанина. Царь жаловал Богдашке половину деревни Деревищи за то, что Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". ....
Ех, жаль не запомнил где была ета статья: там как-раз и обсуждалась ето грамота, что она единственныи источник информации о "подвиге" Сусанина. Вроде Костoмаров сомневался что ето было
-
- Уже с Приветом
- Posts: 16722
- Joined: 19 Oct 2002 23:09
- Location: мАсква-USA...->NJ
Re: Куда шли поляки ?
Дачник wrote:.. Сохранилась жалованная грамота Царя Михаила Фёдоровича от 1619 года Богдану Сабинину - ...
Нагуглил,
http://www.rulex.ru/01180665.htm
-
- Уже с Приветом
- Posts: 917
- Joined: 07 Jul 2004 12:37
- Location: Москва
Re: Куда шли поляки ?
Capricorn wrote:Дачник wrote:.. Сохранилась жалованная грамота Царя Михаила Фёдоровича от 1619 года Богдану Сабинину - ...
Нагуглил,
http://www.rulex.ru/01180665.htm
Угу по осени по одному из наших ТВ - каналов неплохая передача была по теме - со съёмками на местности. Болота там и вправду... даже сейчас.
Резвость - норма жизни
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
Re: Куда шли поляки ?
Дачник wrote:Capricorn wrote:Дачник wrote:.. Сохранилась жалованная грамота Царя Михаила Фёдоровича от 1619 года Богдану Сабинину - ...
Нагуглил,
http://www.rulex.ru/01180665.htm
Угу по осени по одному из наших ТВ - каналов неплохая передача была по теме - со съёмками на местности. Болота там и вправду... даже сейчас.
Обычно такие ответы и слышу, что небыло героя что за фигня.
Инонгда, говорят, что это было на бородинском поле
А вопрос был задан на тему советской пропоганды !!!!
Герой был, а что царя спасал никто не знает.
А между тем маму этой династии зовут Ксения Ивановна Шестова, а Сусанин был старостой села, недалеко от Ипатьевского монастыря, куда Ксения и спрятала сына от польских разборок.
Только я не пойму как поляки промахнулись мимо Ипатия, это село дальше от Москвы, чем Кострома.
Так что приглашаю всех на малую родину на экскурсию.
http://www.kosnet.ru/~tourserv/c3.html
Так что карма цереубийства была на Романовых с первого дня, 300 летней истории
-
- Уже с Приветом
- Posts: 6777
- Joined: 10 Jul 2000 09:01
- Location: Шербрук, Квебек
Re: Куда шли поляки ?
J.K. wrote:Герой был, а что царя спасал никто не знает.
Ну ведь даже либретто барона Розена переделали, чтоб и театр вливал в уши людям всё ту же глину ... только на музыку Глинки.
А потом Партия приказала играть рок и иметь свободомыслие основанное на насквозь подтасованных фактах. Вот мы и пожинаем результаты.
Одни искренне думают, что знают экономику и берутся всерьёз её переделывать, а другие, помельче ростом, знают историю и суждения иметь изволяют, третьи в религии разбираются ...
А ковырни поглубже так там до сих пор сидит краткий курс ВКП(б) /в лучшем случае положенный на музыку Глинки, для большего патриотизму, в худшем исполняемый на мотив We don't need no education, we don't need no thought control,
как символ принадлежности к продвинутой западной культуре/.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
Re: Куда шли поляки ?
Capricorn wrote:Читал где-то , что все ето ерунда. Не было Сусанина-героя, и никто не заводил поляков. Легенда появилась в начале 19 века ..
Я даже больше скажу. Поляки тупые были, до их польских извилин не могло дойти, что если Костромичу дать злотых и сказать сдай нам чувака, то можно только молотком по голове получить.А полной мере характер Костромичей проявился в Петре первом, это тоже была такая коммунистическая легенда о 17 веке.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10367
- Joined: 12 Apr 2001 09:01
- Location: Lithuania/UK
Re: Куда шли поляки ?
Господа, а что это вы общеизвестные истории выдаете за откровения? Каждому, кто мало-мальски интересуется историей все это хорошо известно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
Re: Куда шли поляки ?
f_evgeny wrote:Вообще, очень интересно почитать историю "смутного времени", непосредственно предшествовашего воцарению рода Романовых, с точки зрения "откуда берутся цари".
Домнино. Родовое село Ксении Ивановны Шестовой, матери первого царя династии Романовых. Посещение церкви Успения Пресвятой Богородицы 19 в, могилы Ивана Сусанина.
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (12.12.1596-13.07.1645), первый русский царь из династии Романовых. Царствовал в 1613 — 45. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Московского патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой). Приходился двоюродным племянником русскому царю Федору Ивановичу. 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из Москвы Михаил был избран Земским собором на царский трон. До 1933 Россией фактически правил отец Михаила — патриарх Филарет.
f_evgeny wrote:Господа, а что это вы общеизвестные истории выдаете за откровения? Каждому, кто мало-мальски интересуется историей все это хорошо известно.
От туда...
http://www.kosnet.ru/~tourserv/c3.html
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11332
- Joined: 30 Mar 2000 10:01
- Location: Ice Storm Town
Re: Куда шли поляки ?
J.K. wrote:если Костромичу дать злотых и сказать сдай нам чувака, то можно только молотком по голове получить
Неконвертируемая валюта?
Aquila non captat muscas
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
Re: Куда шли поляки ?
Gennadiy wrote:J.K. wrote:если Костромичу дать злотых и сказать сдай нам чувака, то можно только молотком по голове получить
Неконвертируемая валюта?
Я думаю, если бы его самогоном напоили, то он может быть и здал бы царя, если б не отрезвел по дороге
Или сказали бы, мы типа друзья Мишкины, нужно кое какие вопросы с ним перетереть, по границам. Скажи где он водку пьет ? Пошли с нами погуляем, девченки будут.
Но поляки - тупые, плохо разбираются, что нужно людям посреди болот нужно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 6207
- Joined: 06 Jul 2003 19:34
- Location: Monterey Bay
Re: Куда шли поляки ?
J.K. wrote:МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (12.12.1596-13.07.1645), первый русский царь из династии Романовых. Царствовал в 1613 — 45. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Московского патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой). Приходился двоюродным племянником русскому царю Федору Ивановичу. 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из Москвы Михаил был избран Земским собором на царский трон. До 1933 Россией фактически правил отец Михаила — патриарх Филарет.
Эк он у власти-то засиделся
"We tell lies when we are afraid," said Morgenes. "But every time we tell a lie, the thing that we fear grows stronger."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 6449
- Joined: 15 May 2003 00:04
- Location: LA
Re: Куда шли поляки ?
J.K. wrote:А вопрос был задан на тему советской пропоганды !!!!
Герой был, а что царя спасал никто не знает.
Какая такая пропаганда??? Как сейчас помню, учительница в школе рассказывала. В самом первом классе, в 1974-м году. Потом уже на уроке истории через несколько лет.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 12014
- Joined: 05 Apr 2000 09:01
- Location: Philadelphia, PA, USA
Re: Куда шли поляки ?
Helmsman wrote:J.K. wrote:А вопрос был задан на тему советской пропоганды !!!!
Герой был, а что царя спасал никто не знает.
Какая такая пропаганда??? Как сейчас помню, учительница в школе рассказывала. В самом первом классе, в 1974-м году. Потом уже на уроке истории через несколько лет.
Действительно, о какой пропаганде речь? Ну, что опера "Жизнь за царя" называлась мжет и не все знают - а уж остальной -то тривиально.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 711
- Joined: 18 Jun 2003 06:58
- Location: su/us
Re: Куда шли поляки ?
vovap wrote:Helmsman wrote:J.K. wrote:А вопрос был задан на тему советской пропоганды !!!!
Герой был, а что царя спасал никто не знает.
Какая такая пропаганда??? Как сейчас помню, учительница в школе рассказывала. В самом первом классе, в 1974-м году. Потом уже на уроке истории через несколько лет.
Действительно, о какой пропаганде речь? Ну, что опера "Жизнь за царя" называлась мжет и не все знают - а уж остальной -то тривиально.
Ну может слово пропаганда и не совсем правильное.
Я вот тоже знал, если пролистать вверх по влейму, то будет понятно, что герой был, а что делал неизвестно. Да и вообще не было его, как оказалось.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2879
- Joined: 30 Nov 2001 10:01
- Location: California
Re: Куда шли поляки ?
Да почему же не было. Если полазать по ссылкам, то получается, что был. Вполне реальный человек и подвиг действительно совершил.J.K. wrote: Да и вообще не было его, как оказалось.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 183
- Joined: 03 Sep 2003 21:58
- Location: Buenos Aires
kp wrote: Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно-известных потомков Ивана Сусанина в VIII - XV поколениях
Это, надо полагать, и есть результат генетических! исследований?
Присутствуют признаки внешности в облике потомков в восьмом поколении?
Убедительно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2614
- Joined: 07 Jul 2002 01:25
- Location: Russia --> OK --> MT --> NE --> ND --> OK
ГЕРОЙ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Советский энциклопедический словарь 1964-го года отзывается об этой
героической личности со всем уважением: "Сусанин Иван Осипович (ум. 1613) --
крестьянин с. Домнино Костромского у., нар. герой, замученный польскими
интервентами, отряд к-рых он завел в непроходимую лесную глушь. Героич.
поступок С. лег в основу мн. нар. преданий, поэтич. и муз. произв.".
Энциклопедический словарь 1985-го еще более уважителен и прямо-таки
эпичен: "Сусанин Иван Осипович (? --1613) -- герой освободит, борьбы рус.
народа нач. XVII в., крестьянин Костромского уезда. Зимой 1613 завел отряд
польск, интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен".
Пожалуй, автор, писавший в 85-м, гораздо больше заботился о
достоверности, нежели его коллега из 64-го. "Болота", нужно признать,
выглядят не в пример убедительнее "лесной глуши", из которой "чертовы ляхи"
отчего-то не нашли выхода -- любой нормальный человек в такой ситуации,
заблудившись зимой в лесу, вышел бы оттуда по собственным следам на снегу.
Отряд должен был оставить за собой такую колею, что обратный путь можно
отыскать и ночью...
Ну, а о том, что этот злодейский отряд направлялся, дабы извести только
что избранного на царство юного государя Михаила Федоровича Романова, знают
даже дети. Гораздо менее известно, что вся эта красивая история -- выдумка
от начала до конца. Авторы энциклопедических словарей правы в одном: с
давних пор известны "многие народные предания", живописующие о том, как
Сусанин завел поляков в болота, о том, как героический Иван Осипович еще
допрежь того укрыл царя в яме на собственном подворье, а яму замаскировал
бревнами. Беда в том, что меж народным фольклором и реальной историей есть
некоторая разница...
Вообще-то, авторы вышеприведенных статей сами ничего не надумали, что
их, в общем, извиняет. Они лишь добросовестно переписали абзацы из трудов
гораздо более ранних "исследователей". "Классическая версия" появляется
впервые, пожалуй, в учебнике Константинова (1820 г.)- польские интервенты
выступают в поход, чтобы погубить юного царя, но Сусанин, жертвуя собой,
заводит их в чащобу. Далее эта история получает развитие в учебнике
Кайданова (1834 г.), в работах Устрялова и Глинки, в "Словаре достопамятных
людей в России", составленном Бантыш-Каменским. А яма, где якобы укрыл
Сусанин царя, впервые появилась в книге князя Козловского "Взгляд на историю
Костромы" (1840 г.): "Сусанин увез Михаила в свою деревню Деревищи и там
скрыл в яме овина", за что впоследствии "царь повелел перевезти тело
Сусанина в Ипатьевский монастырь и похоронить там с честью". Князь в
подтверждение своей версии ссылался на некую старинную рукопись, имевшуюся у
него, -- вот только ни тогда, ни потом никто посторонний этой рукописи так и
не увидел...
Ясно, что спасение царя от злодеев-поляков -- событие столь
знаменательное, что неминуемо должно было остаться не в одной лишь народной
памяти, но и в хрониках, летописях, государственных документах. Однако, как
ни странно, о злодейском покушении на Михаила нет ни строчки ни в
официальных бумагах, ни в частных воспоминаниях. В известной речи
митрополита Филарета, где скрупулезно перечисляются все беды и разорения,
причиненные России польско-литовскими интервентами, ни словом не упомянуто
ни о Сусанине, ни о какой бы то ни было попытке захватить царя в Костроме.
Столь же упорное молчание касаемо Сусанина хранит "Наказ послам",
отправленный в 1613 г. в Германию, -- крайне подробный документ, включающий
"все неправды поляков". И, наконец, о покушении польско-литовских солдат на
жизнь Михаила, равно как и о самопожертвовании Сусанина, отчего-то промолчал
Федор Желябужский, отправленный в 1614 г. послом в Жечь Посполитую для
заключения мирного договора. Меж тем Желябужский, стремясь выставить поляков
"елико возможно виновными", самым скрупулезным образом перечислил королю
"всякие обиды, оскорбления и разорения, принесенные России", вплоть до вовсе
уж микроскопических инцидентов. Однако о покушении на царя отчего-то ни
словечком не заикнулся...
И, наконец, о якобы имевшем место погребении Сусанина в коломенском
Ипатьевском монастыре нет ни строчки в крайне подробных монастырских
хрониках, сохранившихся до нашего времени...
Столь дружное молчание объясняется просто -- ничего этого не было. Ни
подвига Сусанина, ни пресловутого "покушения на царя", ни погребения героя в
Ипатьевском монастыре. Неопровержимо установлено: в 1613 г. в прилегающих к
Костроме районах вообще не было "чертовых ляхов" -- ни королевских отрядов,
ни "лисовчиков", ни единого интервента либо чужестранного ловца удачи. Столь
же неопровержимо доказано, что в то время, когда на него якобы "покушались",
юный царь Михаил вместе с матерью находился в хорошо укрепленном,
напоминавшем больше крепость Ипатьевском монастыре близ Костромы, охраняемый
сильным отрядом дворянской конницы, да и сама Кострома была хорошо укреплена
и полна русскими войсками. Для мало-мальски серьезной попытки захватить или
убить царя понадобилась бы целая армия, но ее не было ни поблизости от
Костромы, ни вообще в природе: поляки с литовцами сидели на зимних квартирах
в соответствии с обычаями того времени. По Руси, правда, в превеликом
множестве бродили разбойничьи ватаги: дезертиры из королевской армии,
жаждавшие добычи авантюристы, "воровские" казаки вкупе с "гулящими" русскими
людьми. Однако эти банды, озабоченные лишь добычей, даже спьяну не рискнули
бы приблизиться к укрепленной Костроме с ее мощным гарнизоном.
Вот об этих бандах и пойдет речь...
Единственный источник, из которого черпали сведения все последующие
историки и писатели, -- жалованная грамота царя Михаила от 1619 г., по
просьбе матери выданная им крестьянину Костромского уезда села Домнино "
Богдашке" Собинину. И говорится там следующее: "Как мы, великий государь,
царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на
Костроме, и в те годы приходили в Костромскнй уезд польские и литовские
люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его
пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий
государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван,
ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех
польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем
польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и
литовские люди замучили его до смерти".
Царская милость заключалась в том, что Богдану Собинину и его жене,
дочери Сусанина Антониде, пожаловали в вечное владение деревушку Коробово,
каковую на вечные времена освободили от всех без исключения налогов,
крепостной зависимости и воинской обязанности. Правда, уже в 1633 г. права
Антониды, успевшей к тому времени овдоветь, самым наглым образом нарушил
архимандрит Новоспасского монастыря -- отчего-то он не считал "привилегию"
чересчур важной. А это весьма странно, если вспомнить, что Антонида -- дочь
отважного героя, спасшего жизнь царю...
Антонида пожаловалась Михаилу. Тот урезонил архимандрита и выдал вдове
новую "грамоту о заслугах" -- но и в ней о подвиге Сусанина говорилось точно
теми же словами, что и в предыдущей. Исключительно о том, что Сусанина
"спрашивали", а он ничего не сказал злодеям. И только. Царь, полное
впечатление, и понятия не имел о том, что на его особу покушались, но
Сусанин увел "воров" в болота...
И, кстати, в обеих грамотах черным по белому указано: "Мы, великий
государь, были на Костроме". То есть -- за стенами могучей крепости, в
окружении многочисленного войска. Сусанин, собственно говоря, мог без
малейшего ущерба для венценосца выдать "литовским людям" этот секрет
полишинеля, ровным счетом ничего не менявший...
И еще одна загадка: почему "литовские люди" пытали о царе одного
Сусанина? Будь у врагов намерение добраться до царя, несмотря ни на что, они
обязательно пытали и мучили бы не одного-единственного мужичка, а всех
живущих в округе. Тогда и привилегии были бы даны не только родственникам
Сусанина, но и близким остальных потерпевших...
Однако о других жертвах налета на деревушку Домнино нигде не
упоминается ни словом. Кстати, в "записках" протоиерея села Домнино Алексея
так и написано: "...НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ, послужившие источниками для
составления рассказа о Сусанине".
Выводы? Самая правдоподобная гипотеза такова: зимой 1613 г. на
деревеньку Домнино напала шайка разбойников-то ли поляков, то ли литовцев,
то ли казаков (напомню, "казаками" тогда именовались едва ли не все
"гулящие" люди). Царь их не интересовал ничуть -- а вот добыча интересовала
гораздо больше. В летописи о подобных налетах, крайне многочисленных в те
времена, сообщается так: "...казаки воруют, проезжих всяких людей по дорогам
и крестьян по деревням и селам бьют, грабят, пытают, жгут огнем, ломают, до
смерти побивают".
Одной из жертв грабителей -- а возможно, единственной жертвой -- как
раз и стал Иван Сусанин, живший, собственно, не в самой деревне, а "на
выселках", то есть в отдаленном хуторе. О том, что налетчики "пытали
Сусанина о царе" известно от одного-единственного источника -- Богдана
Собинина...
Скорее всего, через несколько лет после смерти убитого разбойниками
тестя хитромудрый Богдан Собинин сообразил, как обернуть столь тяжелую
утрату к своей выгоде, и обратился к известной своим добрым сердцем матери
царя Марфе Ивановне. Старушка, не вдаваясь в детали, растрогалась и упросила
сына освободить от податей родственников Сусанина. Подобных примеров ее
доброты в истории немало. В жалованной грамоте царя так и говорится: "...по
нашему царскому милосердию и по совет" и прошению матери нашей, государыни
великой старицы инокини Марфы Ивановны". Известно, что царь выдал множество
таких грамот с формулировкой, ставшей прямо-таки классической. "Во внимание
к разорениям, понесенным в Смутное время". Кто в 1619 году проводил бы
тщательное расследование? Хитрец Богдашка преподнес добросердечной инокине
убедительно сочиненную сказочку, а венценосный ее сын по доброте душевной
подмахнул жалованную грамоту...
Поступок Богдашки полностью соответствовал тамошним нравам. Уклонение
от "тягла" -- налогов и податей -- в ту пору стало прямо-таки национальным
видом спорта. Летописцы оставили массу свидетельств об изобретательности и
хитроумии "податного народа": одни пытались "приписаться" к монастырским и
боярским владениям, что значительно снимало размеры налогов, другие
подкупали писцов, чтобы попасть в списки "льготников", третьи попросту не
платили, четвертые ударялись в побег, а пятые... как раз и добивались льгот
от царя, ссылаясь на любые заслуги перед престолом, какие только можно было
вспомнить или придумать. Власть, понятно, препятствовала этому "разгулу
неплатежей", как могла, периодически устраивались проверки и аннулирования
"льготных грамот", но их оставляли на руках у тех, кто пользовался "особыми"
заслугами. Хитроумный Богдан Собиннн наверняка думал лишь о сиюминутной
выгоде, вряд ли он предвидел, что в последний раз привилегии его потомков
(опять-таки "на вечные времена") будет подтверждать Николай I в 1837 году. К
тому времени версия о "подвиге Сусанина" уже прочно утвердилась в школьных
учебниках и трудах историков.
Впрочем, далеко не во всех. Соловьев, например, считал, что Сусанина
замучили "не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские
разбойники". Он же после кропотливого изучения архивов и доказал, что
никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не
было. Н.И. Костомаров писал не менее решительно: "В истории Сусанина
достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв,
погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно
ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь
Михаил Федорович, -- остается под сомнением..."
С 1862 г., когда была написана обширная работа Костомарова, посвященная
мнимости "подвига Сусанина", эти сомнения перешли в уверенность -- никаких
новых документов, подтвердивших бы легенду, не обнаружено. Что, понятно, не
зачеркивает ни красивых легенд, ни достоинств оперы "Жизнь за царя". Еще
одно Тоунипанди, только и всего...
Между прочим, некий прототип Сусанина все же существовал -- на Украине.
И его подвиг, в отличие от Сусанина, подтвержден документальными
свидетельствами того времени. Когда в мае 1648 г. Богдан Хмельницкий
преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского, южнорусский крестьянин
Микита Галаган вызвался пойти к отступавшим полякам проводником, но завел их
в чащобы, задержав до прихода Хмельницкого, за что и поплатился жизнью.
Вовсе уж откровенной трагикомедией выглядит другой факт. С приходом
Советской власти район, в который входило село Коробово, переименовали в
Сусанинский. В конце 20-х гг. районная газета сообщила, что первый секретарь
Сусанинского райкома ВКП(б) заблудился и утонул в болоте. Впрочем, времена
были суровые, шла коллективизация, и мужички могли попросту подмогнуть
товарищу секретарю нырнуть поглубже...
А если серьезно, укоренившаяся легенда о "спасителе царя Сусанине"
явственно отдает некой извращенностью. Очень многие слыхом не слыхивали о
реальных борцах с интервентами, немало сделавших для России, -- о Прокопии
II Захаре Ляпуновых, Михаиле Скопине-Шуйском. Зато о мифическом "спасителе
царя" наслышан каждый второй, не считая каждого первого.
Воля ваша, в таком положении дел есть нечто извращенное.
"America is the greatest, freest, and most decent society in existence. It is an oasis of goodness in a desert of cynicism and barbarism." (Dinesh D'Souza. What's so great about America).
-
- Уже с Приветом
- Posts: 6683
- Joined: 05 Jan 2005 21:30
По телевидению слышала, что ученый, изучающий останки сусанина имеет рабочую гипотезу, будто бы крестьянина убили не поляки, а разбойники. Для доказательства использовались приемы криминалистики. Повреждение черепа характерно и для других останков того же времени у людей, погибших от рук разбойников, в несметных количествах промышлявших тогда по большим дорогам. Время то было Смутное.
Только этот коментарий один раз прозвучал, а в последующих выпусках новостей уже не упоминался. Очевидно, откуда надо, пришел сигнал, не порочить имени национального героя.
Только этот коментарий один раз прозвучал, а в последующих выпусках новостей уже не упоминался. Очевидно, откуда надо, пришел сигнал, не порочить имени национального героя.