Evgueni wrote:Извините, но казаков никто шляхетства не лишал, ибо они в массе своей шляхтой не были (за исключением отдельных персонажей, Выговского, например).
Это правда, что, в значительной степени и послужило источником конфликта.
Даже шляхетского Хмельницкого у многих историков под вопросом (по некоторым данным, он был сыном простого чигиринского сотника).
Здесь можно говорить только о том, имел ли Хмельницкий шляхетство (дворянство) по рождению. Фактическое его положение как одного из высших должностных лиц Польши и господара на своих землях сомнения не выхывает.
Казачество состояло, в основном, из беглых холопов и уголовников.
Реестровые казаки, кстати, тоже шляхетского звания не имели.
Это несколько уводит нас от темы к вопросу о происхождении казачества. Несомненно, можно сказать, что беглых принимали в казаки. Что же до уголовников - то я не думаю, что это понятие можно применить к тому времени. Примерно как сказать, что уголовниками были норманы.
Наступление на православие было. Только проблема в том, что казакам сама вера была по барабану, они использовали ее как знамя борьбы против шляхетского католицизма (последний был как бы религией элиты, в то время как православие - "религией быдла"). Первую церковь в Запорожской Сечи построил Хмельницкий, а до этого у казаков вообще ни одного храма не было. Да и в разоряемых ими городах они убивали в т.ч. и православных.
Это все верно только очень частично. Казачество было не только инициатором, но, в значительной степени, и порождением той войны. Ибо численность его в ходе войны возрасла в разы за счет вливания населения. Каковое население таки да было православным и таки да имело хозяевами католиков, что, несомненно, добавляло ожесточенности к социальным противоречиям.
Вот это верно. ИМХО, казаки были слишком избалованы всякими там демократиями. И сами себя наказали, в итоге.
Наказали? Это вопрос сложный. Трудно не заметить, что достаточноскоро после событий Польша впала в период длительнейшего кризиса, приведшего в конце концов к неоднократным разделам. А казачество, хоть и в измененных формах, значительно пережило шляхту.