Согласна, что основной признак гениальности, для рядового ценителя кино, это "ах!" которое не сдержать в процессе просмотра - а то и что покрепче - в общем, совершенно точно, "вау-фактор".
В любом виде искусства, не только в кино. Критики-профессионалы, наверно, не согласятся, их дело - анализировать. Только рецептов создания гениального продукта ни в одном виде искусства нету. Способы его поиска тоже затруднены, даже если кому-то и повезло со знакомым хорошим критиком. Потому что все равно обламываешься, и все равно на самое "вкусное" бывает, наталкиваешься совершенно неожиданно. В том и прелесть нашей жизни (не только к кино относится).
Интересно, однако, как народ по-разному воспринимает кино: видит, например, что-то социальное в совершенно сюрном "Обаянии буржуазии". У нас в 87ом никто в кинотеатры народ не загонял, фильмом наслаждались одни отщепенцы-эстеты.
American Beauty - (в частности) про бунт, открытый конфликт в семье. Про некий узнаваемый образ жизни и оч-чень сложное отношение к нему. У Бунюэля же его "буржуазия" вполне наслаждается своим образом жизни (одна проблема - пожрать никак не получается по милости садиста-автора), даже если случилась какая незадача или накладка, не бунтует. Тем и прелестна, по-моему: потому что органична и вполне симпатична в своей не-рефлексии самому Бунюэлю. Хоть он и ироничен бескрайне. Мне там история с кровной местью не понравилась - как-то выпадает даже из очень эклектичной картины, неожиданная драма-мелодрама и слишком длинная. Но дело вкуса. Колеблюсь, отнести ли этот фильм к таким уж стопроцентным шедеврам (в отличие от "Красоты - там все чисто)? Удовольствия он доставил изрядно. (И еще познакомил меня с мужем. Точнее, друзья познакомили, устроив коллективный выход в кино.)
На "Обаяние", по-моему, похожи "Фавориты Луны" Иоселиани. Один Париж чего стоит - как вполне специфическая среда обитания. Но тут герои - гораздо более деятельные типы, небуржуазные, не только во снах прибегают к насилию...