Polar Cossack wrote: Оказывается, решение об оказании помощи Союзу принималось не только по оценке возможных результатов военных действий и их последствий для мировой истории, Британия и США до нападения Гитлера на СССР были противниками не только по наличию пакта 39-го года. Порты Кольского полуострова использовались германским флотом для нападения на британский флот и захвата Норвегии, а ледоколы "Ленин" , "Сталин" и "Каганович" тайно провели Ледовитым океаном немецкий рейтер (?) в Тихий океан, где тот потопил несколько американских транспортов и "нарушил коммуникации." То есть налицо прямое участие Сталина в войне против Запада на стороне Германии. Получается, действительно "вероломное нападение" - на боевого союзника.
Я читал и плакалЪ особенно если учесть, что США вступили в войну в декабре 1941 года...
«Я, капитан I ранга германского военно-морского флота Р. Эйссен, капитан немецкого парохода, который на основании соглашения с Советским правительством проведен в навигацию 1940 года с запада на восток Северным морским путем, заявляю:
Меня устно поставили в известность об указании господина Папанина отвести корабль обратно на запад в связи с тем, что в Беринговом проливе появились иностранные корабли, которые могут заметить мой корабль...
Поскольку я располагаю полномочиями из Берлина действовать на месте по собственному усмотрению, независимо от приказов из Берлина или Москвы, я с 23.00 (московское время) 2 сентября 1940 года следую восточным курсом самостоятельно, причем ответственность за все возможные последствия принимаю на себя.
Вопреки всем вашим протестам я категорически отказываюсь ждать дальнейших указаний и настаиваю на том, чтобы лоцманы Сергиевский и Карельский, задачу которых я считаю выполненной, были сняты с корабля. В противном случае я высажу их на берег там, где они пожелают.
Я не имею никаких претензий в части проводки корабля... Напротив, я хотел бы подчеркнуть, что все мои просьбы выполнялись, во всех вопросах, связанных с проводкой, мне шли навстречу, за что я выражаю свои благодарность и признательность.
Чаунская губа,
2 сентября 1940 года.
Командир корабля
капитан I ранга Роберт Эйссен».
Страшный "немецкий рейдер" - сухогруз "Дунай", которому в трюм запихали несколько пушчонок. И шёл он до Чаунской губы как гражданское судно, за проводку которого Главсевморпуть выставил счёт Германии на 950 000 рейхсмарок. А что Эйссен сумел на своей калоше от Чаунской губы дойти до Тихого океана, потопить 9 английских судов, обогнуть мыс Горн, пройти всю Атлантику и благополучно вернуться в Германию - так это, извините, в консерватории (сиречь британском Адмиралтействе) что-то значит не в порядке было...