DmTs wrote:Yvsobol wrote: Несмотря на то, что США предоставило нам более 100 торговых судов (до 1943 года ето были в основном списанные суда, стоявшие в америке на отстое) потерь среди них на перевозках между США и СССР в Тихом океане было не так много.
А как они их доставляли на Дальний Восток? Вдоль Аляски Чукотки, Камчатки?
Японские подлодки не беспокоили?
Маршрут был таков: Из США - Алеутские острова - Берингово море - Камчатка - Охотское море - между Сахалином и материком - Владивосток или Камчатка - вдоль Курил - Хокайдо - Хонсю - Восточно Китайское море - Японское море - Владивосток.
Самое опасное место было - Восточно Китайское море.
Дело в том, что до конца 1945 года между Японией и СССР не было вийны. Поддерживался нейтралитет. А вот с США у Японии была обьявлена война. Поетому, американского военного сопровождения советских торговых судов не было. Екипажи так же были полностью советские. Американцев погибло в том районе (на морских перевозках) не больше сотни человек.
Японские подлодки периодически атакавали наши транспорты, но не часто. В основном доставали их самолеты без опознавательных знаков. Для етих целей на всех транспортных судах были установлены спаренные зенитные пулеметы, которые кстати довольно успешно отражали воздушные атаки. Многие моряки были награждены именно за сбитые японские самолеты.
Мы много занем про северные конвои, но не так часто говорили про ленд-визовские перевозки на Дальнем Востоке. А они сыграли колосальную роль. Например 90% паровозов поставленных нам США, были перевезены через Владивосток. Для етого специально пероборудовали суда, укладывали в трюмах рельсы и загоняли паровозы с парой груженых вагонов. Был быстро сделан специальный 100 тонный кран-перегружатель.
Там много было интересных вещей.
Кстати Начальник Дальневосточного пароходства во время войны - Афанасьев (он также был зам наркома водного транспорта, зам министра морского флота, уполномоченный ГКО по перевозкам ленд-виза, после войны уполномоченный по контребуции немецкого флота в СССР, его личная заслуга была - отбитие у англичан китобойной флотилии "Слава" после войны, а ето около 200 судов) был репресирован в 1948 году. Арестован был прямо в кабинете у Абакумова после конфликта с Берией (который был одно время наркомом водного транспорта). Отсидел в лагерях 10 лет (без суда) и в 1952 году, будучи зеком, был назначен начальником речного порта МВД в Дудинке. Потом выступал основным свидетелем на суде Абакумова и Ко. Стал опять зам министра морского флота СССР и затем Министром. В конце 90-х покончил с собой. Мне довелось с ним встречаться и беседовать на встречах с ветеранамо морского флота. Интересный был человек.