ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ МОЛОТ

User avatar
zassd
Удалён за неэтичное поведение
Posts: 168
Joined: 10 Apr 2005 13:01
Location: Russia

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ МОЛОТ

Post by zassd »

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ МОЛОТОМ ИМПЕРСТВА И НАКОВАЛЬНЕЙ ПРАВА НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
"..... итоги Гражданской войны народы России оценили лишь спустя 70 лет: с крахом советской системы. Для русских они оказались самыми неутешительными. Помочь их понять может турецкий опыт. Турки отделились от Османской империи, в которой формально занимали место главной нации, и образовали национальное государство. Это был жесточайший в новейшей истории опыт, на море крови армян и греков. Русские поступили как раз наоборот: после крушения Российской империи они не создали национального государства. Диктатом и террором большевики принудили их воссоздать империю под знаменем всеобъемлющей универсальной доктрины, представляющей новую ипостась Российской, но не имевшей в названии даже слова «Россия», империи. Уже на XII съезде партии Н.И. Бухарин говорил: «Русские … выступают сейчас носителями русской государственной идеи в советской форме». Но Гражданская война положила начало выделению нерусских территорий. Народы, населяющие их, получили разные формы государственности. И как бы большевики ни считали, что главнее в этой форме ее «советскость», народы примиряло с нею то, что украинцы считали свою республику, прежде всего, Украинской, а татары – Татарской. Как бы большевики ни использовали национальный вопрос для «активной обороны» от буржуазного национализма, к которому они относили и Белое движение, и внешний фактор, главным итогом Гражданской войны стал раздел бывшей империи по этническому признаку, который на исходе XX в. превратился в базу для формирования многих национальных государств....."

http://www.antibr.ru/textbook/au_lnv2_k.html

Интересный материал. Каковы ваши мысли о нем?
vovap
Уже с Приветом
Posts: 12014
Joined: 05 Apr 2000 09:01
Location: Philadelphia, PA, USA

Post by vovap »

От модератора - участникам предлагается высказываться аккуратно во избежании.
serge66
Уже с Приветом
Posts: 1871
Joined: 19 Jun 2001 09:01
Location: US

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ МОЛОТ

Post by serge66 »

zassd wrote:Интересный материал. Каковы ваши мысли о нем?


И что интересного? Веселенький выбор предлагается: или протестантские "здравый рассудок" и "оптимизм", или русские "нравственность" и "начальству виднее"?
Если по мнению авторов "нравственность" со "здравым рассудком" не совмещаются, то его книга или глупа, или безнравственна. И тогда зачем она нам?
User avatar
zassd
Удалён за неэтичное поведение
Posts: 168
Joined: 10 Apr 2005 13:01
Location: Russia

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ М

Post by zassd »

serge66 wrote:
zassd wrote:Интересный материал. Каковы ваши мысли о нем?


И что интересного? Веселенький выбор предлагается: или протестантские "здравый рассудок" и "оптимизм", или русские "нравственность" и "начальству виднее"?
Если по мнению авторов "нравственность" со "здравым рассудком" не совмещаются, то его книга или глупа, или безнравственна. И тогда зачем она нам?


Не всегда совмещаются! :umnik1: Что выгодно ("здравый рассудок") - не всегда нравственно. И наоборот. Что по совести ("нравственно") - не всегда выгодно. Это же элементарно! 8O . Да и не надо так буквально понимать. Всё гораздо сложнее...
Leonid_V
Уже с Приветом
Posts: 6777
Joined: 10 Jul 2000 09:01
Location: Шербрук, Квебек

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ МОЛОТ

Post by Leonid_V »

zassd wrote:.

Интересный материал. Каковы ваши мысли о нем?


ээээ ...
а что в нём интересного?
Когда читаешь ''умный'' текст из случайного источника, то делаешь это примерно ... примерно как за рулём в городе: оранжевый свет - внимание. Красный – остановка.
''такие важные черты характера, как запас воли (каким обладали народы, главным образом, протестантского толка), неукротимая энергия, очень большая инициатива, абсолютное самообладание, неравнозначное терпению, чувство личной независимости, могучая активность, живучие религиозные чувства, стойкая нравственность, ясное представление о долге, не были развиты в достаточной степени.''
- таким образом всё казачество, несколько сот тысяч староверов, большая часть сибирских поселенцев-хуторян оказались представителями народов, главным образом протестантского толка.
оранжевый свет
лозунги крестьян, участвовавших в Антоновском мятеже, включили в себя право наций на самоопределение. крестьяне воевали за элементарную выживаемость (против тотального ограбления их коммунистами). То что понапридумывал и записал в листке с тиражем в 1.5 экземляра социалист-революционер со стажем г-н Антонов настолько же исходило от крестьян, насколько исходит от них любовь к французскому балету ...
красный свет
пусть это читают люди располагающие обширным досугом ...
User avatar
zassd
Удалён за неэтичное поведение
Posts: 168
Joined: 10 Apr 2005 13:01
Location: Russia

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ М

Post by zassd »

Leonid_V wrote:

- таким образом всё казачество, несколько сот тысяч староверов, большая часть сибирских поселенцев-хуторян оказались представителями народов, главным образом протестантского толка.

...


Казачество формировалось главным образом из беглого, буйного, своевольного и временами разбойного люда. Не жаловшего центральную власть. Неподчинение, воровство (всмысле, на новый лад - это госизмена). Немного разбоя за границей, подчинение себе иноземных народов, затем битие челом Государю о милости с подношением новых земель. Вот так , что очень общё в принципе
Где тут протестаство???

Сибиряки-поселенцы. Частью беглые, частью ссыльные, частью государевы крепостные. Опять же жажда воли (понятие "воля" не тождественно понятию "свобода"). Неподчинение властям или наооборот принуждение...
Где тут протестаство???

Староверы так вообще бежали - жизнь спасали. Хотели сохранить для себя истинную православную Веру. Разве они вообще об этом (о бегстве) помышляли до никоновских реформ
Где тут протестаство???

А что косательно антоновцев... А разве было возможно жить не под властью большевиков в одном государстве????? 8O Это как???? Растолкуйте! :wink:
Leonid_V
Уже с Приветом
Posts: 6777
Joined: 10 Jul 2000 09:01
Location: Шербрук, Квебек

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ М

Post by Leonid_V »

zassd wrote: 8O Это как???? Растолкуйте! :wink:

Не могу!
слишком много смайликов и вопросительно-восклицательных знаков выражающих Ваше отношение и полная неспособность прочесть что было написано мной.
Какой смысл растолковывать?
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ М

Post by zVlad »

zassd wrote:
Leonid_V wrote:

- таким образом всё казачество, несколько сот тысяч староверов, большая часть сибирских поселенцев-хуторян оказались представителями народов, главным образом протестантского толка.

...


Казачество формировалось главным образом из беглого, буйного, своевольного и временами разбойного люда. Не жаловшего центральную власть. Неподчинение, воровство (всмысле, на новый лад - это госизмена). Немного разбоя за границей, подчинение себе иноземных народов, затем битие челом Государю о милости с подношением новых земель. Вот так , что очень общё в принципе
Где тут протестаство???

...


Я тут как раз читаю "Тихий Дон".
Если в кратце то у казаков тоже был разлом внутри казачества. Верхушка (Донское правительство) была солидарна с бежавшей на Дон российской "элитой" и первой начала боевые действия против Советов (Ростов) и шахтеров Донбаса.
"Низы" казачества в лице казачьего ВРК пытались увести Дон от конфликтов с большевиками и шахтерами Донбаса и выгнать со своей территории навязавшихся им "иногородних". Они хотели Донскую республику.
Но были коварно атакованы отрядом Чернецова (не без ведома Донского правительства), который в конце концов разбили. Казаки пролили кровь казаков. Началась Гражданская война на Дону. Заметьте без прямого вмешательства со стороны Советской России.
Akskl
Уже с Приветом
Posts: 313
Joined: 25 Mar 2008 01:29
Location: New England

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: РУССКИЕ МЕЖДУ М

Post by Akskl »

Michael Rywkin "Moscow's Lost Empire" M.E.Sharpe Armonk, New York, Londоn, England 1994
c.162 Ленинская национальная политика 1917-1922 гг.
Знание начального периода советской национальной политики в то время когда Ленин, а не Сталин, имел решающий голос, является исключительно важным для понимания будущего расхождения между официальным правом наций на самоопределение и кремлевской систематической обструкцией против использования этого права народами, находящимися под его контролем.
Первое крупное воззвание нового революционного режима - "Декларация Прав Народов России" (ноябрь 1917 г.):
1) Равенство и суверенноcть народов России.
2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Это были тактические уступки, мотивированные необходимостью привлечь поддержку нерусских русскому революционному делу.
Всего лишь два месяца спустя Третий Съезд Советов (январь 1918 г.) ограничил право на отделение, предоставляя его только "трудящимся массам" данного народа, таким образом аннулируя основной пункт ноябрьской Декларации. Первая Советская Конституция (1918 г.) следовала этому же образцу. Она резервировала для "рабочих и крестьян каждого народа" право решать хотят ли они участвовать в федеральном правительстве и других федеральных институтах". Эта лазейка позволяла центру отвергать все сепаратистские требования как противоречащие желанию масс, чьих законными представителями были, фактически по определению, только те партийные функционеры, которые были податливыми кремлевским директивам. Те же, которые упорстовали на независимом курсе, были быстро заклеймлены как не представляющими желания данного народа, и обвинены в предательстве - эффективное устрашение при все более и более подавляющих условиях большевистского правления.
События, которые последовали, подтвердили это направление большевистской политики. Везде, где это было только возможно, Москва боролась против самоопределения, смиряясь только с неизбежным. В Финляндии, царской провинции с существенной степенью автономии, чье право на независимость Ленин признал, Москва сначала признала и новое независимое правительство, и марионеточный режим, поддерживаемый советскими войсками. После военного поражения последнего в 1919 г. Москва стала вести нормальные отношения с "буржуазной Финляндией". Когда новая возможность представилась двадцать лет спустя, Москва повторила тот же сценарий, и после того как опять не смогла аннексировать Финляндию, снова возобновила нормальные отношения.
В случае с Польшей Москва сначала не видела никаких возможностей предотвратить независимость. Но во время польского отступления от Киева в 1920 г. последовавшему за неудачным польским движением восстановить границы 18-го века, была предпринята попытка загнать Польшу в загон Москвы. Наступающие советские силы установили марионеточное польское правительство во главе с Феликсом Дзержинским - урожденным поляком - главой печально известного ЧК. Это правительство, основавшееся в оккупированном Белостоке, было короткоживущим: польские войска вскоре повернули ситуацию и, двигаясь на восток, прошли Белосток. Придя к заключению, что польский пролетариат еще не готов к революции, Ленин принял Рижский договор и сдал приличный кусок белорусских и украинских земель Варшаве. И опять, когда, как и в случае с Финляндией, предоставилась возможность в 1939 г., и опять в 1944-45 гг., Москва постаралась восстановить свои потери.
В ноябре 1919 г. только что основанный украинский парламент, Рада, провозгласил свою собственную Народную республику. В ответ новое большевистское правительство издало ультиматум, требующий, чтобы Рада признала власть советского режима на Украине и предоставила помощь войскам Красной Армии. Столкнувшись с неповиновением Рады Москва создала свое украинское правительство в Харькове. Это двоевластие продолжалось некоторое время, но после того как Рада провозгласила полную независимость Украины в январе 1918 г., советские войска двинулись на Киев, чтобы закончить этот противостояние. Когда советские войска оставили Киев по условиям Брест-Литовского договора, по которому Россия вышла из войны с Германией, Рада была восстановлена, и предыдущий сценарий повторился опять. Советское украинское правительство водворилось в Харькове, и опять - после развала германских сил в конце первой мировой войны - Киев был взят. Во время гражданской войны которая бушевала на украинской земле - между красными и белой армией генерала Деникина, Киев переходил из рук в руки еще несколько раз, пока наконец не был окончательно взят советскими войсками в декабре 1919 г., закончив все мечты об украинской независимости. Короткая польская оккупация Киева в 1920 г. во время советско-польской войны не смогла оживить движение за независимость.
Белорусский сценарий был похожим во многих отношениях. Рада основанная в августе 1917 г. - в период между Февральской и Октябрьской революциями , была свергнута советскими силами, потом восстановлена немцами после Брест-Литовска, и свергнута снова в декабре 1918 г. Поддерживаемая Москвой затея создания Белорусско-Литовской федерации (весна 1918 г.), как способ получения обратно Литвы, провалилась. Наконец, в 1920 г. была провозглашена Белорусская Советская республика как страна белорусских, русских, польских и еврейских трудящихся (что было символизированно щитом с надптсью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" на всех четырех языках).
В Латвии и Эстонии советские режимы были провозглашены сразу же после октябрьской революции, но они не смогли пережить национальный подъем, поддержанный вначале германскими силами, а потом британскими военными кораблями. Националы смогли консолидировать свои позиции, и Москва смирилась с новой реальностью, и подписала мирные договора с обеими республиками в 1920 г.
В Литве Национальный Совет (Тариба) был основан зимой 1917-1918 гг. под германской защитой. После краха Германии советское правительство было основано в Вильнюсе (Вильно), но город вскоре был взят поляками. 15 месяцев спустя, когда началась война между Россией и Польшей, советские войска снова захватили город. Отступая на восток опять, Советы сдали город "буржуазному" литовскому правительству, находившемуся в Каунасе. Это было сделано не из любви к литовцам, а из желания подпитать польско-литовский конфликт. Поляки вернули себе Вильно вскоре после этого силой, и владели им до 1939 г., когда Москва еще один раз "отдала" Вильнюс Литве - лишь для того чтобы проглотить и Литву, и "подарок" менее чем через год. Тем не менее, Литве, отделенной от Советского Союза полосой польской территории, было дано 20 лет (независимой-А.) жизни.
В Закавказье Грузия, Армения и Азербайджан были объединены в Закавказскую федерацию, но вскоре каждый народ пошел своим путем: социалистское (меньшевистское) правительство взяло власть в Грузии, националистическое появилось в Армении, и режим за режимом появлялся в Баку. В 1920 г. Грузия добилась признания со стороны западных государств и Москвы, но в феврале 1921 г. советские войска вошли в Грузию и установили там советский режим. Армянская независимость была подавлена турецкими силами, восстановлена британскими, а затем снова оказалась под угрозой и турок и Советов.
После британской, турецкой и даже армянской интервенций, советские войска смогли захватить Баку - столицу Азербайджана и крупнейший промышленный город Закавказья, и затем использовать эту базу в Баку для заполучения обратно всего Закавказья.
B Средней Азии после октябрьской революции русские переселенцы взяли контроль над Ташкентом - столицей Туркестана, в то время как бывшие русские протектораты Хива и Бухара сохраняли свой прежний статус и правительство. Эта ситуация продолжалась все то время, пока этот регион был отрезан от остальной страны белыми силами, действующими в Сибири и Казахстане. Попытка мусульман сформировать правительство в Коканде была с легкостью подавлена, в то время как представительство коренного населения в советском правительстве в Ташкенте было сведено к минимуму. Но как только русские силы прорвались с севера и вошли в регион, перевороты были организованы и в Хиве (апрель 1920 г.) и в Бухаре (сентябрь 1920 г.). Старые режимы были свергнуты войсками красных с помощью местных членов левых партий, и были провозглашены "народные республики" Хорезма и Бухары. Эти республики были первыми прототипами будущих советских сателлитов и в других частях мира. В январе-марте 1921 г. "национально-революционные" правительства в обеих народных республиках были смещены, и более покладистые лидеры из коренного населения были выбраны ташкентскими властями для правления этими маленькими сателлитами.
Мусульманское сопротивление - т.н. басмаческое восстание против советского режима бушевало в Средней Азии с 1918 г., но несмотря на некоторые успехи оно достигло пика в 1922 г., и было постепенно усмирено комбинацией массовых репрессий и искусного использования местных национал-коммунистов, которые пытались совместить национализм и коммунизм.
Эта ранняя советская национальная политика отличалась великими надеждами и нарушенными обещаниями, хотя и с местными вариациями этой политики. За первоначальным провозглашением права народов на самоопределение почти немедленно последовали меры по его ограничению, оправдываемые необходимостью защитить интересы "трудящихся масс" данного народа. В некоторых случаях "трудящимися массами" называли рабочих (фабричных рабочих), которые чаще всего были русскими. Любимой тактикой было поддержание соперничающего "советского" правительства в пику национальному правительству - с Красной Армией, предоставляющей активную помощь. Сотрудничество с национал-коммунистическими лидерами обычно было короткоживущим, и они уничтожались в пользу более послушного, специально отобранного наследника. Некоторые были смещены уже в 1920-х гг., остальные - во время чисток 1930-х.

Return to “Вопросы Истории”