Российское образование - тогда и теперь?

Информация для тех, кто возвращается

Moderator: Yvsobol

User avatar
asking
Уже с Приветом
Posts: 3692
Joined: 01 Jun 2002 23:34
Location: Грёбанная Кали...

Российское образование - тогда и теперь?

Post by asking »

мой сын заканчивает школу и готовится к поступлению в университет. я сам москвич и жена - тоже. мы также заканчивали московские школы, только ооооочень давно. хотите поделюсь сравнительными наблюдениями? в порядке отрезвления, так сказать?

Поделитесь своим мнением основанным на фактах (у кого дети заканчивают современную Российскую школу). Без флейма и политики, пожайлуста.

Перенесено из "Мотивы возвращения"

asking wrote:Поделитесь, пожайлуста. Очень было бы интересно узнать, какое было образование тогда - и какое сейчас. Здесь на Привете многие ругают Американское образование сравнивая его с Советским, но его надо ведь сравнивать с современным Российским образованием. А про него информации мало :pain1:


[...удалено...]
Нет - колорадской напасти!
User avatar
Yvsobol
Уже с Приветом
Posts: 81272
Joined: 09 Mar 2003 07:07
Location: RUS:353905-140081-USA:22202

Post by Yvsobol »

Нет, я думаю мы оставим етот топик здесь. Вопрос об образовании очень интересный. :umnik1:
Мерри Кристмасс!!
Alexs
Уже с Приветом
Posts: 840
Joined: 06 Mar 2002 10:01

Post by Alexs »

Yvsobol wrote:Нет, я думаю мы оставим етот топик здесь. Вопрос об образовании очень интересный. :umnik1:
Мерри Кристмасс!!

Мой ребенок поступал 4 года назад. Правда в провинциальный вуз. Отходил полгода на подготовительные курсы при вузе (деньги совершенно смешные, что то рублей 600 за все). Поступил. Без взяток и блата. Конкурс был на его факультет что то около двух человек на место.
Сейчас, в этом же вузе, больше 50 процентов студентов - платники. Причина - стоимость обучения невысокая, а профессорско преподавательский состав неплохой. Скажем по количеству доцентов-профессоров к общему количеству преподавателей - где то в верхней части таблицы. То ли в десятке, то ли в двадцатке гос вузов. Причина простая, хорошо оплачиваемой работы в городе мало и людям некуда уйти (как скажем это бывает в столичных вузах). Стоимость обучения в магистратуре в этом году - около 800 долларов в год. В бакалавриате, не знаю, думаю что около того же. Вуз технический. Взяток как явления в вузе нет. Были два случая, о них писали в газете местной. Суммы взяток были смешные, в пределах нескольких тысяч рублей. Люди эти в вузе больше не работают. Был суд, чем дело закончилось, не знаю.
Знаю, что в медицинский вуз в областном городе без взяток нечего соваться. Знаю это от своих друзей - врачей, которые по этой причине отправили ребенка учиться в университет на отделение физиологии. Там пока обходятся без взяток.
Водку? Теплую? Из горла? Никогда!
Не откажусь.
User avatar
NB1
Уже с Приветом
Posts: 4127
Joined: 02 Sep 2002 00:36
Location: Russia--> Canada --> Russia

Re: Российское образование - тогда и теперь?

Post by NB1 »

asking wrote: Поделитесь своим мнением основанным на фактах (у кого дети заканчивают современную Российскую школу). Без флейма и политики, пожайлуста.
Увы, тема такая, что без флейма не возможно. Параметров, особенно показательных, которые можно было бы рассматривать надежными для статистических исследований, в этом деле кот наплакал. Все больше личные впечатления разных людей, да слухи.

Поэтому, основанные на личном опыте данные, увы, немного говорят об образовании в стране в целом и по ценности мало превышают слухи и общие соображения. Как и везде в мире, школы\ВУЗы все разные. На качество учебного заведения влияют
1. Контингент учителей. Каждый учитель в отдельности и все вместе - как коллектив
2. Качества директора\ректора
3. Подбор учеников
4. Подбор родителей.
5. Общая атмосфера в населенном пункте вокруг (а также и в стране)
6. Отношение местных (государственных) властей к данному уч.заведению и к образованию в целом
7. История этого уч.заведения. Репутация. Достижения его выпускников. Объединения их между собой и для поддержания своей школы.

Все эти факторы также и взаимосвязаны, взаимно влияют. Поэтому по данной теме общие соображения едва ли не более ценны, чем конкретный частный опыт.

А общие соображения у меня лично следующие (мои дети и дети многих моих друзей учились и учатся и там, и тут, так что это все не только "вода"):

1. Благодаря истории становления образования и сложившимся традициям, а также особенностям национального характера, в среднем образование и развитие ребенка до 6-8 класса в России лучше, чем в США-Канаде. Причем именно образование и развитие, т.к. обратная сторона здесь - повышенные стрессы и нервозность детей, более ранние "естественноотборные" нагрузки. Не уверен, хорошо ли это. Для сильных детей, а также для детей хороших родителей (которые в состоянии найти время, силы и умения, чтобы проводить постоянную психическую реабилитацию своим перегруженным детям) это скорее благо. А вот в целом для общества - не уверен. В любом случае, ‘подгружать’ детей мощным развитием в этом возрасте проще и дешевле в России.
2. А вот в старшей школе возможности меняются с точностью до наоборот. Т.к. и традиции на самостоятельную работу в Америке выше, и возможности в более богатых странах гораздо лучше. Да и дети подходят к этим классам менее издерганными, что несомненно улучшает атмосферу в школах. В России же наоборот идет перегрузка выпускников школ, неизбежность армии вынуждает мальчишек обязательно поступать в ВУЗ (сейчас несколько изменилось, но традиции тянутся многие десятилетия и не так быстро меняются. Да и законы что ни год меняют – то забривают все ВУЗы, то только выборочные. То рядовыми, то офицерско-сержантским составом. То во время учебы, то после окончания. Поэтому смысл в поступлении в ВУЗ, как возможности ‘откосить’, остается). Все это не добавляет психологического комфорта. Добавить к этому, что школу в России заканчивают на год-два раньше, чем на Западе - вот и получается картина
3. ВУЗы в России, конечно, гораздо дешевле (хотя на Западе больше возможности получить всякие стипендии и беспроцентные займы, да и подработать-подзаработать проще). И общежития, и пропитание ... Но и качество много хуже. Про быт все ясно - объяснять не буду. Но про качество... .
Понятно с пресловутой материально-технической базой - тоже можно не обсуждать. Но есть еще в российском образовании некая ‘византийская’ традиция. (именно против нее при поступлении и направлен ЕГЭ). По себе помню, как часто получалось ‘читать ответы в глазах экзаменатора’ (а ведь заканчивал один из лучших ВУЗов страны!). На Западе нет самого понятия финального экзамена, на 100% определяющего отметку. Есть более или менее важные тесты в течение всего семестра. Обычно письменные. Все обучение на них распадается. Причем, вес оценки за каждый тест в общем результате заранее известен. И ты либо сделал и сдал, либо не сделал и не сдал. Возможности злоупотреблений сведены к минимуму. А в России есть обычно еще какие-то третьи варианты. Какие-то пересдачи, возможности договориться, обменять оценку на отработку, деньги, выпивку, постель и пр. Поэтому, безусловно, качество высшего образования у них существенно выше. Наши выпускники (некоторые) быть может отличаются и хорошей общей изобретательностью - ну так у них таких тоже не мало, причем не обязательно после ВУЗов (взять того же Эдисона с 4-мя классами образования, или Билли Гейтса, не закончившего Гарвард, или Спилберга, лишь недавно получившего почетный Стенфордовский диплом). В целом же уровень знаний после Российских ВУЗов определенно ниже. У некоторых выпускников Российских ВУЗов есть хорошая привычка к штурму – это помогает пробиться в западных компаниях, в срочном порядке изучив какие-то необходимые знания. Но она же потом и мешает продуктивно и успешно работать, лучше продвигаться по карьерной лестнице, т.к. является обратной стороной медали привычки откладывать на завтра то, что не обязательно делать сегодня.
О последней надо сказать отдельно. В американской системе есть, имо, неплохая черта. С самых первых классов детям регулярно дают задания (пусть и самые простенькие), которые надо сделать не к завтрашнему или какому-то определенному числу. Но его надо сдать строго в определенный промежуток времени, например с 8-го по 12-й день от дня выдачи. Ни раньше, ни позже оно не принимается и не засчитывается. В результате с малых ногтей у человека вырабатывается система самоорганизации, переводится на подсознательный уровень. В реальной жизни ведь очень многие «задания» именно так и «даются». И взрослые здесь потом умудряются все делать и ничего не забывать. Меня это здесь удивляет едва ли не больше всего.
Вообще вся организация обучения на Западе (при том, что гораздо больше возможностей в выборе курсов и специализаций) построена так, что студенты куда меньше бесцельно ‘тусуются’ и куда больше успевают.

Исходя из вышесказанного я, переезжая сейчас в Россию, оставляю старших детей в западных ВУЗах, а с младшими (начальная школа и дошкольник) переезжаю в Россию. Когда подрастут - посмотрим. Но пока, думаю, в России удастся создать условия получше для малышей.
User avatar
NB1
Уже с Приветом
Posts: 4127
Joined: 02 Sep 2002 00:36
Location: Russia--> Canada --> Russia

Post by NB1 »

Предыдущее сообщение получилось больше по поводу сравнения Российского и Западного образования. Что же касается сравнения прошлого Российского с нынешним...
Имо, надо сравнивать общую атмосферу в стране - она определяет. С одной стороны больше стало разболтанности, с другой и больше свободы. Трудно численно выражаемый "блат" больше стал заменяться на конкретные числа в конкретных денежных единицах.
Образование стало беднее, т.к. меньшая доля ВВП стала на это выделяться, а в ельцинский период хорошенько все развалили. Богатые компании же пока еще не научились хорошо финансировать образование (но тенденции намечаются).
Больше появилось возможности у родителей и учеников влиять на стандарты и на ситуацию в УЗах, и даже создавать свои частные. Но и стандарты сильно ослабли, размылись. Очень много под личиной учебных заведений появилось откровенно шарлатанских контор.
Но как раньше, так и сейчас есть возможность поразбираться, повникать и выбрать что-то вмеру качественное и подходящее конкретным запросам. Ну а когда выбрал - можно не бояться, как последнего шанса, вступительных экзаменов, т.к. если не поступишь, всегда остается возможность пойти по платному набору (кстати, всегда есть возможность после очередного семестра перевестись на бесплатное при хороших результатах предыдущей учебы), т.е. добавилось неплохо формализованное соревнование толщины кошельков родителей, а не знаний чад (это, имо, лучше и справедливее, чем блат). В некоторых ВУЗах даже есть весьма разумная политика не сообщать однокурсникам, кто платник, а кто бесплатник. Для общей благоприятности моральной атмосферы это правильнее.

Вообще-то сложно сравнивать еще и потому, что сейчас самый пик революции в сегодняшнем российском образовании на всех уровнях. Слишком быстро все меняется.
Но даже во время "революций" сбор инфо и грамотный ее анализ помогают с большей вероятностью выбрать хороший вариант.
User avatar
constm
Уже с Приветом
Posts: 119
Joined: 17 Apr 2001 09:01
Location: moscow.ru

Post by constm »

реальная школьная история:
http://forum.ixbt.com/0015/043501.html

мой сын тоже 1+9 лет отучился в английской спецшколе (в другой). такие проблемы наблюдались и там.
кр. - сес. тал.

Return to “Возвращение”