1) 4 июня 1988 г: взрыв поезда в Арзамасе
Взорвалось 120 тонн взрывчатых веществ: 30 тонн гексогена, 30 тонн инженерных шашек, 13 тысяч зарядов для нефтедобычи, 25 тонн аммонала, 5 тонн аммонита. В эпицентре образовалась овальная воронка глубиной 26 метров и диаметром 53 метров — туда бы поместился девятиэтажный дом. Погибших: 91. Разрушено около 100 домов. По мощности взрыв был сопоставим с ядерным. Причины происшествия не ясны: одной из версий являлась диверсия вражеских спецслужб. В то же время в противоположном направлении передвигался поезд с ядерным оружием, и оба поезда только немножко разминулись.
Через 11 лет гексоген станет знаменитым на всю страну, но это будет уже в России.
https://www.gazeta.ru/science/2018/06/0 ... 5783.shtml
https://meduza.io/feature/2018/06/04/odin-den-voyny
Многие горожане знали, что в 70 километрах от Арзамаса находился Арзамас-16 (сейчас Саров) — закрытый город, где разрабатывали и создавали советское ядерное оружие. В первые минуты после взрыва многие решили, что дело именно в нем. Над городом поднялось черное облако в виде гриба — и люди решили, что взрыв был ядерным. По улицам ездили поливальные машины — и после Чернобыля это трактовали как подтверждение гипотезы: в Припяти после взрыва на АЭС несколько часов мыли городские дороги и тротуары. Арзамасец Вячеслав Ломакин подумал, что американцы нанесли удары по объектам, где хранилось ядерное оружие. Пенсионерка рассказывала газете «Правда»: «Первое, что пришло на ум: неужели началось?»
Один из работавших в больнице врачей, увидев черный «гриб», тоже решил, что речь идет о ядерном ударе, — и попросил медсестер принести мокрые простыни, чтобы перетянуть ими окна: так учили спасаться от радиации. Вскоре двери поликлиники распахнулись, и внутрь начали заходить раненые — десятки, потом сотни. На место взрыва отправились все городские скорые — шесть бригад. Мест в больницах не хватало, раненых выкладывали во дворе на ватники; там же обрабатывали раны. Водопровод не работал; раны промывали колодезной водой, которую люди несли с соседних участков.
https://tass.ru/info/5258027
Трагедия в Арзамасе стала очередной в целой череде крупных катастроф техногенного характера в СССР второй половины 1980-х годов. К ним относятся крупнейшее в истории советской гражданской авиации крушение самолета Ту-154 в Узбекистане (1985 год, 200 погибших), взрыв Чернобыльской АЭС (1986), крушение парохода "Адмирал Нахимов" в Черном море (1986 год, 423 погибших), железнодорожная катастрофа в городе Каменске-Шахтинском (1987 год, 106 погибших). Год спустя после ЧП в Арзамасе под Уфой произошла крупнейшая в истории СССР и России железнодорожная катастрофа, когда при взрыве двух пассажирских составов погибли 575 человек.
Причиной большинства этих катастроф стал "человеческий фактор", также сказывалась изношенность оборудования, плохая организации контроля, устаревшие инструкции и пр.
5 июня 1989 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев в интервью советскому телевидению, говоря об этой серии катастроф, заявил: "Нас преследуют несчастные случаи - один, другой, третий. За многими из них стоят бесхозяйственность, безответственность, неорганизованность. Я не могу пока сказать убежденно, так ли это в данном случае, но мне кажется, что и тут есть упущения и нарушения в эксплуатации сложного оборудования... Нельзя проходить мимо таких вещей. Слишком часто они повторяются. Горько, очень горько".
2) 4 июня 1989: железнодорожная катастрофа под Уфой
Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк — крупнейшая в истории России (по состоянию на май 2021г.) и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая в воскресенье 4 июня (в субботу 3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе Сибирь — Урал — Поволжье. Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0 ... 0%BE%D0%B9
https://ria.ru/20190603/1555153130.html
В трубопроводе Западная Сибирь — Урал — Поволжье, проходившем вдоль железной дороги, на перегоне между станциями Углу-Теляк (Башкирия) и Аша (Челябинская область) образовался разрыв. Утечку своевременно не устранили, и в низине, прилегающей к железнодорожной насыпи, в течение нескольких месяцев скапливался сжиженный газ. В ночь на 4 июня в этом месте навстречу друг другу шли два поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. В них находилось около 1300 человек. Одни ехали на отдых в Краснодарский край, другие оттуда возвращались.
Рвануло как раз в тот момент, когда встречные поезда поравнялись. Взрыв был чудовищный: специалисты оценили мощность в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. Столб пламени видели за сто километров, сильнейший пожар охватил территорию в 250 гектаров.