Великолепная "индустриальная" серия фотографий А.Родченко. Смотрю на эти фото, и очень захотелось пересмотреть в очередной раз шедевр кинодокументалистики - "Человек с кинокамерой" Дзиги Вертова, где все это великолепие передано на в статике, а в движении.
Мачты линии электропередач, 1926 г.
Конструкции парашютной вышки, 1929 г. (судя по всему, это ЦПКиО, а вышка - предшественница той знаменитой - спиральной двуцветной).
Завод АМО. Серия снята в 1929 г. фотоаппаратом "Leica" для журнала "Даешь". С1929 года фотоаппаратом "Leica" производилась почти вся съемка.
Съемка проходила в редакции и типографии газеты "Гудок", 1928 г.
Матрица.
Печатная машина.
Отделка стереотипов.
Стереотипы.
Прожектор в заводском музее Электрозавода, 1929 г.
Серия из радиоцентра, 1929 г.
Волноводы.
Деталь передатчика.
Передающая антенна.
Колбы на конвейере, 1929 г.
Строительство мостовых Ленинградского шоссе, 1929 г.
Фото из СССР
Moderator: Sw_Lem
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Last edited by ZSM-5 on 05 Feb 2017 03:38, edited 1 time in total.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Люди на фото А.Родченко.
Красноармеец, 1924.
Мороженщик на пляже, 1926.
Мать за столом (вариант), 1927.
Подборщик, 1928.
Рабочий, 1929.
Ударник Электрозавода, 1929.
Санитарка, 1930.
Смотр пожарных на Красной площади, 1932.
Оратор, 1933.
1935
Купание в тазу, 1937.
Полевые цветы, 1937.
Красноармеец, 1924.
Мороженщик на пляже, 1926.
Мать за столом (вариант), 1927.
Подборщик, 1928.
Рабочий, 1929.
Ударник Электрозавода, 1929.
Санитарка, 1930.
Смотр пожарных на Красной площади, 1932.
Оратор, 1933.
1935
Купание в тазу, 1937.
Полевые цветы, 1937.
Last edited by ZSM-5 on 04 Feb 2017 23:06, edited 1 time in total.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Продолжение темы молодости, красоты и здоровья в фотографиях Родченко.
Пионеры, 1935.
Гребцы, 1935.
Фехтовальщицы, 1936.
Ритмическая гимнастика, 1936.
Мужская пирамида, 1936.
Девушка с букетом, 1936.
"Волны", 1936.
Упражнения на кольцах, 1937.
Соскок, 1938.
Чемпионы Москвы, 1938.
Пионеры, 1935.
Гребцы, 1935.
Фехтовальщицы, 1936.
Ритмическая гимнастика, 1936.
Мужская пирамида, 1936.
Девушка с букетом, 1936.
"Волны", 1936.
Упражнения на кольцах, 1937.
Соскок, 1938.
Чемпионы Москвы, 1938.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Варламов (после Майдана мое мнение о нем упало ниже плинтуса, ну да ладно) о Родченко: "Ракурсные снимки стали его коньком. Он пробовал ракурсы, которые искажали фотографию, но делали ее живой и динамичной. До него так никто не снимал. Все что снимали после него - было подражанием."
Электрозавод, 1929.
Конструктивизм в его великолепии - коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург, 1929 г.
Ателье архитектора в доме Гинзбурга, 1929
Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929 г.
Клуб им.Русакова. Архитектор Константин Мельников 1929 г.
Тоже явно Родченко.
Фото наверняка постановочное, но тем не менее шедевральное.
Электрозавод, 1929.
Конструктивизм в его великолепии - коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург, 1929 г.
Ателье архитектора в доме Гинзбурга, 1929
Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929 г.
Клуб им.Русакова. Архитектор Константин Мельников 1929 г.
Тоже явно Родченко.
Фото наверняка постановочное, но тем не менее шедевральное.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Серия портретов "кистей" Родченко.
Маяковский, 1924.
Писательница Эльза Триоле (урожденная Элла Каган, сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона), 1924.
Осип Брик, 1924.
Писатель Василий Катанян, сотрудник журнала, 1928 г. Мне кажется, что фамилия "Катанян" всплывает в фильмах Рязанова дважды - в "Иронии судьбы" и "Забытой мелодии для флейты" - вовсе даже не случайно.
Поэт Николай Асеев, 1927.
Кинорежиссер Лев Кулешов, 1927.
Архитектор, живописец и декоратор Александр Веснин.
Монтажер, кинорежиссер Эсфирь Шуб.
Поэт Семен Кирсанов, 1930.
Актриса Юлия Солнцева, 1930.
Маяковский, 1924.
Писательница Эльза Триоле (урожденная Элла Каган, сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона), 1924.
Осип Брик, 1924.
Писатель Василий Катанян, сотрудник журнала, 1928 г. Мне кажется, что фамилия "Катанян" всплывает в фильмах Рязанова дважды - в "Иронии судьбы" и "Забытой мелодии для флейты" - вовсе даже не случайно.
Поэт Николай Асеев, 1927.
Кинорежиссер Лев Кулешов, 1927.
Архитектор, живописец и декоратор Александр Веснин.
Монтажер, кинорежиссер Эсфирь Шуб.
Поэт Семен Кирсанов, 1930.
Актриса Юлия Солнцева, 1930.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Другие мэтры отечественной фотографии. Борис Игнатович.
Москва, 1927.
На водной станции, 1927 (1937?).
Заводские трубы, 1930.
Атланты. У входа в Эрмитаж, 1931.
Никита Хрущев, 1936.
Душ, 1936.
"Молодость", 1937.
Москва, 1927.
На водной станции, 1927 (1937?).
Заводские трубы, 1930.
Атланты. У входа в Эрмитаж, 1931.
Никита Хрущев, 1936.
Душ, 1936.
"Молодость", 1937.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 710
- Joined: 19 Feb 2005 18:18
Re: Фото из СССР
ZSM-5, спасибо за подборку. Что сразу бросается в глаза - какие все стройные и подтянутые. Oсобенно мужчины, прямо глаз радуется.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Аркадий Шахет - как про него написано в интернете, "гений беспристрастности фотосъемки".
Велосипедисты на Красной площади, 1924.
В 1925 году, работая в «Огоньке», Шайхет опубликовал свой легендарный фотошедевр под названием «лампочка Ильича».
Пуск Шатурской ТЭЦ, 1925.
Купание бездомного, 1927
Новые дома на Усачевке. Лестница снизу, 1928.
Сборка глобуса на Центральном телеграфе в Москве, 1928.
Нефтяные вышки в воде, Баку, 1929.
Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна, 1929.
ЦАГИ. Гидроканал. 1929
Турксиб. Первый поезд пересекает стык, 28 апреля 1930.
Орск. Газгольдер. 1930
«Толкатель ядра», 1932.
Парашютистка Катя Мельникова, 1934.
Заточка инструмента. 1939
12 августа 1945 года состоялся первый послевоенный (и последний на Красной площади) Всесоюзный парад физкультурников, в котором приняли участие 25 тысяч спортсменов из всех союзных республик; на трибунах присутствовали представители стран-союзниц, среди которых был генерал Дуайт Эйзенхауэр. Парад длился более 4-х часов; грандиозное действо запечатлели лучшие фотографы своего времени – Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Михаил Трахман.
Строительство здания Министерства иностранных дел, 1950
Из серии «Восстановление ДнепроГЭСа». Запорожье, 1950
Велосипедисты на Красной площади, 1924.
В 1925 году, работая в «Огоньке», Шайхет опубликовал свой легендарный фотошедевр под названием «лампочка Ильича».
Пуск Шатурской ТЭЦ, 1925.
Купание бездомного, 1927
Новые дома на Усачевке. Лестница снизу, 1928.
Сборка глобуса на Центральном телеграфе в Москве, 1928.
Нефтяные вышки в воде, Баку, 1929.
Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна, 1929.
ЦАГИ. Гидроканал. 1929
Турксиб. Первый поезд пересекает стык, 28 апреля 1930.
Орск. Газгольдер. 1930
«Толкатель ядра», 1932.
Парашютистка Катя Мельникова, 1934.
Заточка инструмента. 1939
12 августа 1945 года состоялся первый послевоенный (и последний на Красной площади) Всесоюзный парад физкультурников, в котором приняли участие 25 тысяч спортсменов из всех союзных республик; на трибунах присутствовали представители стран-союзниц, среди которых был генерал Дуайт Эйзенхауэр. Парад длился более 4-х часов; грандиозное действо запечатлели лучшие фотографы своего времени – Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Михаил Трахман.
Строительство здания Министерства иностранных дел, 1950
Из серии «Восстановление ДнепроГЭСа». Запорожье, 1950
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Вам спасибо - за то, что смотрите. Хотя, даже если никто эти фото смотреть не будет, я все равно буду рыскать по интеренету и кидать самое интересное сюда - в первую очередь мне самому сталo интересно, и я открыл для себя очень много нового (например, того же Родченко - я про него ничего не знал, хотя его фотографии видел десятки раз - например, того же Маяковского в школьном учебнике, или известный портрет Лили Брик для рекламы Лениздата).NatalyK wrote:ZSM-5, спасибо за подборку.
Да, есть такой момент. Я даже стал немного комплексовать по этому поводу - стареем, полнеем... Уже решил - в следующей жизни буду студентом ВХУТЕИНа, и буду на крыше общаги делать зарядку и загоратьNatalyK wrote:Что сразу бросается в глаза - какие все стройные и подтянутые. Oсобенно мужчины, прямо глаз радуется.
А еще на фоне всех этих дел мы вчера устроили семейный просмотр "Человека с кинокамерой" Вертова - это действительно шедевр кинодокументалистики всех времен и народов (я-то его уже не раз видел, а вот семья посмотрела впервые). Я категорически рекомендую всем его посмотреть. Только надо смотреть именно вот этот вариант - тут самая подходящая музыка.
Last edited by ZSM-5 on 05 Feb 2017 21:24, edited 2 times in total.
-
- Удалена за наезды на участников
- Posts: 3203
- Joined: 20 Oct 2011 22:52
Re: Фото из СССР
не Родченко, но интересноZSM-5 wrote:Продолжение темы молодости, красоты и здоровья в фотографиях Родченко.
Старое фото. 1945 год...
Фото: Колонна физкультурниц из Азербайджанской ССР на Всесоюзном параде физкультурников на Красной площади 12 августа 1945 года.
http://woman-az.ru/viewtopic.php?t=1053" onclick="window.open(this.href);return false;
-
- Удалена за наезды на участников
- Posts: 3203
- Joined: 20 Oct 2011 22:52
Re: Фото из СССР
красивым был Баку, никогда там не была, но кажется советские годы были лучшими для этого города.
http://woman-az.ru/viewtopic.php?t=1053" onclick="window.open(this.href);return false;
http://woman-az.ru/viewtopic.php?t=1053" onclick="window.open(this.href);return false;
-
- Уже с Приветом
- Posts: 18013
- Joined: 19 Jul 2008 06:52
- Location: USA
Re: Фото из СССР
Я детский сад совсем не помню. Даже не знаю ходил ли туда.Тетя-Мотя wrote:В детском саду в СССР помню пренеприятную такую вещь: там было много красивых игрушек, которые стояли в шкафу "на витрине" и трогать их было нельзя. Играть можно было исключительно какой-то поломанной фигней.
Я ходила в два сада ("ведомственный" и "пролетарский") - в обоих была одна и та же история.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 20465
- Joined: 27 Nov 2006 20:50
- Location: Nsk -> Msk -> Chicago
Re: Фото из СССР
Меня заинтересовало, где сделано вот это интереснейшее фото - вроде как Бориса Игнатовича, хотя год - 1927 - однозначно неверный: это уникальный треугольный лестница-пандус в одном из символов конструктивизма - доме-коммунне на ул.Орджоникидзе в Москве, построен в 1929-1931 г. История этого дома - это отраженная как в зеркале и спрессованная до масштабов одного дома история России 20-го и начала 21-го века, поэтому решил написать сообщение, целиком ему посвященное.
Сначала история дома-коммунны.
50-е годы.
Архивные фотографии, предоставлены Е. Шорбан. Справа общественный блок, слева объем пандуса.
Kоридор спального корпуса.
Интерьер 1 этажа общественного блока.
Интерьер библиотеки. В потолке - так наз. "шедовые фонари".
Интересный комментарий в жж:
Вид с торца на трехэтажный дневной корпус. В нижней части, как видно на фото, расположились гаражи и мойка.
Санитарный корпус, вид из второго внутреннего двора.
Интереснейший материал Екатерины Шорбан о реконструкции дома-коммунны. Очень советую почитать любителям архитектуры, истории, и "москвоведам" - материал читается на одном дыхании, и снабжен множеством фотографий, некоторые из которых приведены ниже, вместе с поясняющим текстом.
http://archi.ru/russia/50254/dom-kommun ... podlinnost
Спальный блок без стен, но до полного разрушения каркаса. Фотография А.Броновицкой, 2009
Похоже, что фотографирующий был в курсе исторической фотографии пандуса, и пытался ее воспроизвести
Спальный блок. Новая окраска коридора. Фотография Е.Шорбан, 2013.
Внешний фасад спального блока после реконструкции. Фотография Е.Шорбан, 2013.
Фото 2015 г, предоставлены пресс-службой НИТУ «МИСиС». Пандус таки полностью убили лифтом
Еще очень интересный материал 2013 г.
Сначала история дома-коммунны.
Дом-коммуна студентов текстильного института, построенный в 1929–31 годах по проекту молодого, но очень талантливого архитектора Ивана Сергеевича Николаева – всемирно признанный шедевр советской архитектуры авангарда. (Он расположен вблизи станции метро «Ленинский проспект» на ул. Орджоникидзе; официальный адрес: 2-й Донской пр., д. 9, д. 9, стр. 3). Это ярчайший образец экспериментального направления в зодчестве того времени. Здание интересно не только как выдающееся произведение конструктивизма, отличающееся изяществом и подчёркнутой свободой геометризированных форм, но и как уникальный пример социального эксперимента.
Нет надобности описывать его подробно – он включён во все классические труды по истории архитектуры ХХ века. Кратко напомним структуру дома-коммуны: Н-образное в плане здание состоит из трёх прямоугольных корпусов: узкого и длинного 8-этажного спального корпуса на 2 тысячи человек, поперечного 8-этажного санитарного корпуса, с душевыми и спортивными комнатами, и третьего низкого широкого двухэтажного общественного (или «учебного») корпуса – в нём располагались библиотека, помещения для индивидуальных занятий, столовая. Образ жизни членов коммуны был строго регламентирован: достигалось это средствами архитектуры.
Особенно строгие правила касались режима сна и условий гигиены. Приняв душ в санитарном корпусе и сложив дневную одежду в индивидуальные шкафы, коммунары облачались в пижамы и следовали в спальный корпус. Спальные комнаты на двух человек напоминали по размеру и устройству купе поезда: две кровати и узкий проход между ними. Ряды таких небольших комнат размещались на каждом этаже по сторонам среднего продольного коридора (в 1960-е гг., когда стало очевидным крайнее неудобство проживания студентов в комнатах-пеналах – по проекту самого И.С. Николаева спальный корпус был перестроен – коридоры перенесли к наружной стене, обращённой во внутренний двор, и вдвое увеличили глубину и ширину комнат). По контрасту с минимальными по площади спальными кабинами, общественные помещения дома-коммуны отличались широтой пространства. Чрезвычайно элегантно выглядят на старых фотографиях интерьеры просторных залов библиотеки, с верхними шедовыми фонарями, или столовой и зала, с тонкими редко расставленными колоннами с грибовидными капителями...
50-е годы.
Архивные фотографии, предоставлены Е. Шорбан. Справа общественный блок, слева объем пандуса.
Kоридор спального корпуса.
Интерьер 1 этажа общественного блока.
Интерьер библиотеки. В потолке - так наз. "шедовые фонари".
Интересный комментарий в жж:
Состояние дома в начале 21 в, до реконструкции. Фотографии сделаны автором жж: http://valaamov-osel.livejournal.com/1365.htmlтут почему-то нигде не упоминается что это аэроплан по замыслу архитектора - летим вверх, в будущее, осюда и круглые окна и т.д.Это уже позже пристройками задние крылья испортили - а так это был настоящий аэроплан. Родители говорили, что в годы войны там была даже конюшня - лошадей было очень удобно водить по "ленивой" лестнице - она широкая и пологая. Насколько это соответствует действительности, сказать трудно.
Вид с торца на трехэтажный дневной корпус. В нижней части, как видно на фото, расположились гаражи и мойка.
Санитарный корпус, вид из второго внутреннего двора.
Интереснейший материал Екатерины Шорбан о реконструкции дома-коммунны. Очень советую почитать любителям архитектуры, истории, и "москвоведам" - материал читается на одном дыхании, и снабжен множеством фотографий, некоторые из которых приведены ниже, вместе с поясняющим текстом.
http://archi.ru/russia/50254/dom-kommun ... podlinnost
В 2007 году мне довелось вместе с коллегами побывать в доме-коммуне Ивана Николаева и обойти три его корпуса. Начинались строительные работы по проекту А.А. Бернштейна и В.О. Кулиша со своеобразной формулировкой «Реконструкция с реставрацией и приспособлением» (части проекта: «Проект. Архитектурные решения» и «Проект реставрации интерьеров» согласованы Москомнаследием 5 сентября 2007 г.). К тому моменту спальный блок был выселен и представлял внутри удивительное зрелище. Перекрытия всех этажей были разрушены и перед нами предстало единое многоэтажное пространство, пересечённое подлинным мощным металлическим каркасом – большого сечения горизонтальными балками, которые скорее подошли бы для промышленного здания (известно, что в годы строительства И.С. Николаева даже критиковали за неэкономное использование металла). Дополнительно, видимо чтобы «коробка» внешних стен корпуса не потеряла устойчивости, к 2007 г. он был «прошит», как спицами, толстыми металлическими стержнями, пробитыми насквозь прямо через кирпичную кладку внешних стен и пересекавшими всё пространство под разными углами в разных направлениях.
Спальный блок без стен, но до полного разрушения каркаса. Фотография А.Броновицкой, 2009
Похоже, что фотографирующий был в курсе исторической фотографии пандуса, и пытался ее воспроизвести
Спальный блок, комната музейного модуля. Фотографии Е.Шорбан, 2013.Ну а что же со знаменитым пандусом? Он пока ещё сохранился в первозданном виде – уцелели и наклонные всходы, и глухая стена ограждения вместе с подлинными деревянными перилами. Когда я подошла к пандусу, то увидела рабочих, забивающих в дно внутренней шахты какие-то металлические элементы… «А это что? – Здесь будет лифт!» – последовал ответ. Это значит, что великолепное пространство пандуса дома-коммуны И.С. Николаева тоже будет навсегда утрачено. Почему? Неизвестно.
Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что в новопостроенном спальном корпусе кое-что сделано хорошо. Создан небольшой «музейный блок» – реконструирована секция со старой планировкой – с средним коридором и узкими комнатами-купе по его сторонам. На всех этажах очень дорогие деревянные рамы ленточного остекления выполнены по первоначальному рисунку. Правда, в доме Николаева они были раздвижными, что исполнить не удалось; рамы сделаны распашными.
Спальный блок. Новая окраска коридора. Фотография Е.Шорбан, 2013.
Внешний фасад спального блока после реконструкции. Фотография Е.Шорбан, 2013.
Спальный блок: квадратные колонны заменены на овальные... Другое изменение: вынос балконов на внешнем фасаде спального корпуса значительно увеличен – ну, наверное, чтобы удобнее было размещать там летнюю мебель… Как не вспомнить, что говорят в таких случаях новые владельцы памятников архитектуры, например, подмосковных загородных усадебных домов XVIII столетия, варварски их перестраивая: «Да вы не волнуйтесь, лучше будет!». Из подлинных фрагментов здания сохранились только, кирпичные стены торцов корпуса и лестничных полуцилиндров. Основная часть несущих стен утрачена.
Фото 2015 г, предоставлены пресс-службой НИТУ «МИСиС». Пандус таки полностью убили лифтом
Еще очень интересный материал 2013 г.
http://riarealty.ru/analysis_interview/ ... 95464.html- На какие еще изменения проекта пришлось пойти из-за противопожарных норм?
Кулиш: Современные противопожарные нормы диктуют очень жёсткие требования в отношении общежитий. Все применяемые материалы должны иметь сертификат пожарной безопасности. Поэтому нам пришлось разобрать подоконные части стен спального корпуса, где между двумя рядами кирпичей был засыпан утеплитель органического происхождения – торф или мох сфагнум. Те, кто эксплуатировал общежитие, говорили, что замучались от пожаров. Торф постоянно возгорался и в некоторых частях стен выгорел полностью. Современные противопожарные нормы не разрешают применять утеплители органического происхождения, значит, надо было разобрать стену, поменять утеплитель и собрать все снова.
...
- Ваш проект предусматривает установку лифта в пандусе. Но, ведь, те, кто жил в общежитии, помнят, что его там не было! Эксперты также на это указывают.
Кулиш: Здесь я должен повторить, что в своих решениях мы следуем проекту Николаева. У Николаева в проёме пандуса был предусмотрен патерностер (paternoster) – лифт непрерывного движения. Это хорошо видно на оригинальных чертежах Николаева, которые неоднократно публиковались. Странно, что экспертам об этом неизвестно. Такой лифт был в здании Центрсоюза. Это цепные платформы без дверей, которые постоянно перемещаются, на них надо запрыгивать и на следующем этаже успеть выскочить.
- Не опасно?
Кулиш: В студенческие годы я попробовал прокатиться на патерностере. Вообще жутковато, конечно. В современном восьмиэтажном здании обойтись без лифта невозможно, как и сделать патерностер. В нашем проекте предусмотрен маленький панорамный лифт в стеклянной шахте и он совсем не перекрывает вид на пространство двойной лестницы. Кстати, нам было бы проще поставить лифт в другом месте, но у Николаева он стоял именно здесь. Замечу, что проект с лифтом в проёме пандуса прошел две экспертизы в Мосгорнаследии и две экспертизы в Москомархитектуры.
- На какие архивные материалы вы опирались в проекте?
Кулиш: Восстановить проект было непростым делом, так как не сохранились подлинные чертежи, да и других архитектурных материалов, на которые можно было бы ссылаться, было недостаточно. Главным образом мы работали с фотографиями, которые нам любезно предоставил Музей архитектуры имени Щусева, а также с публикациями в журналах СА. По ним, анализируя пропорции и членения фасадов, мы восстанавливали в нашем проекте подлинный облик памятника. Например, на архивных фотографиях видно соотношение подоконной части и окон – узких, ленточных, что придавало самому фасаду напряжение и динамизм, утраченный при последующих перестройках.
...
- Как вы выбирали цвета для интерьеров?
Кулиш: Это очень важный момент для меня. Я не был согласен с реставраторами по поводу окраски внутренних стен, так как они считали, что все должно быть сереньким. Я вскрывал слои краски в пандусе и в лестницах и нашел, что там был такой же синий цвет, как у немецких архитекторов из "Баухауса", использовавших активные цвета, – черный, желтый, синий. Конструктивисты имели очень тесные творческие контакты с ними и с Ле Корбюзье. Посмотрите, например, на цвет стен лестниц в "Баухаусе" или стены виллы "Савой" Ле Корбюзье. Здесь можно говорить о взаимном влиянии в этом отношении.
...
- Насколько проживание современных студентов будет отличаться от условий 1930-х годов?
Швидковский: Чтобы понять идеи Николаева, надо вспомнить контекст той эпохи. Это было такое время, когда, например, Владимирский губисполком мог принять постановление, что брак отменяется, а дети поступают в собственность Республики. Такого обобществления быта мы достигнуть никак не сможем. А Иван Сергеевич во время своей молодости был абсолютным сторонником тех идей.
Кулиш: Есть разные свидетельства относительно того, как там жили студенты. У И.Николаева в 1929-1931 годах общая площадь корпусов комплекса составляла почти 25 тысяч квадратных метров. В общежитии проживало 2 тысячи человек. Сам Николаев описывал, что действовал достаточно жесткий регламент, согласно которому днем студенты находились на занятиях, в библиотеке или работали индивидуально, вечером посещали санитарный корпус, где принимали душ и переодевались, затем шли в длинный восьмиэтажный двухсотметровый спальный корпус, где располагались спальные кабины напоминавшие купе поезда. В кабинах площадью 2,4 метра на 2,4 метра (5,76 квадратного метра – ред.) размещались две кровати шириной по 80 сантиметров, две тумбочки и раздвижная дверь. Днем пребывание в спальных кабинах разрешено не было. В нашем проекте нам удалось воссоздать спальные кабины, они будут выполнять музейную функцию, но в них при желании можно и переночевать.
У Николаева со стороны южного двора на санитарном корпусе общежития были большие бетонные балконы, на которые студенты выходили заниматься зарядкой. Был очень развит учебный корпус дневного пребывания: была замечательная столовая, огромное общественное пространство наподобие форума, где все встречались, общались, масса была помещений социального назначения, например, почта и прачечная, медицинский пункт. Это все размещалось на первом этаже, а на втором располагались залы коллективных и индивидуальных занятий и библиотека. На территории общежития также были спортивные площадки и великолепный сквер, который есть до сих пор.
В новой жилой ячейке спального корпуса две комнаты площадью 10,5 квадратного метра на одного человека и 17,5 квадратного метра на двух человек. Комнаты имеют общий санитарный узел с душевой кабиной и уборной. На каждые четыре жилые ячейки предусмотрена кухня с электрической плитой, холодильником, микроволновой печью, телевизором. В обновленном санитарном корпусе предусмотрены большие жилые ячейки на трех студентов, но это предел, который предусмотрен современными нормами. Там также на первом этаже будут помещения для маломобильных групп. Для "колясочников" жилое помещение той же площади рассчитано всего на двух человек.