Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни...
Нередко на форумах возникают затруднения и споры по поводу того или иного высказывания.
Необходимость решать, является высказывание обвинением или оскорблением, по сути равняется проведению лингвистической экспертизы. Материалы на эту тему написаны наукообразным языком, поэтому сначала можно дать несколько кратких практических выводов, а потом, в конце, несколько читабельных статей:
1. - Оскорбления и обвинения
- предполагают прямую адресную номинацию лица:
Ты - идиот!
Ты - хам!
Семен, ты доносчик!
Вы, Шариков, третьего дня укусили даму на лестнице...
- обвинение и осуждение не имеют намерения информировать слушателя
- задача обвинения - обоснование вины человека, людей, организации
2. Оскорбительное высказывание
- ...оскорбление в чистом виде (per se) не равнозначно оскорбительному (оскорбляющему, обидному) высказыванию. Во-первых, формула оскорбления предполагает прямую адресную номинацию лица: “Ты — X”, где “X” — унижающие, неприятные, задевающие достоинство слова с отрицательным оценочным значением, вплоть до нецензурных ругательств и бранных прозвищ. В этом плане собственно оскорблениями следует считать фразы, типа “Писатель Z. — идиот”, тогда как нечто вроде
- “Писатель Z. написал идиотский роман” или
- “Автор Y. вообще не умеет писать”
- "Вы хотите сказать, что вы тут что-либо толковое сказали кроме замусоривания эфира"?
относятся к оскорбительным замечаниям.
3. Хамство и хамская манера общения.
Хамство, прежде всего - неуважение к собеседнику. Это неуважение маркируется переходом от нейтральной лексики к словам просторечным, уничижительным, уменьшительно-уничижительным и т.п. В любом словаре такие слова обозначены сокращениями -
- бран. — бранное
- груб. прост. — грубо-просторечное
- неодобр. — неодобрительное
- презр. — презрительное
- пренебр. — пренебрежительное
- прост. — просторечное
- разг. — разговорное
- уменьш. — уменьшительное
- уничиж. — уничижительное
Пример: - Атеисты с "лаборантами от науки" продолжают корчить из себя "гениев и учителей" и ставить себя выше всех остальных
Толковый словарь Кузнецова:
КО́РЧИТЬ -чу, -чишь; нсв.
- кого (что). Разг. Стараться казаться кем-л., каким-л., прикидываться кем-л. Корчит из себя святошу.
Во-вторых, существуют вербальные признаки хамства -
К ним относят -
- Негативные оценки и ярлыки (оскорбления)
Ты несешь абсолютную чушь!
некто переносит свою пошлятину из топика в топик ...
- Советы
Я бы тебе не советовал так со мной обращаться.
Мой тебе совет – прекрати сейчас же!
идите указывать своей жене как борщ варить
Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать)
- Что ты вообще делаешь для родины, "русский националист", кроме как гадишь на форумах?
- Ты хоть какие-то налоги своей родине платишь?
- Очередной постамент себе любимому?
Псевдоаргументация в хамской манере –
- Вы думаете, ваше мение - мнение действующей модели ходячей глупости,- кого-нибудь интересует?
- только законченный идиот пытается поймать кого-нибудь на слове.
Сюда же относятся обобщения и глобальные выводы из единичных случаев. В контексте хамства рассматриваются также ирония и язвительность, которые не доставляют удовольствия собеседникам и не разделяются ими.
Почему стоит принимать во внимание всю эту лингвистическую экспертизу ? Наука устанавливает закономерности. Отсюда следует универсальность - все понимают одинаково и применяют одинаково.
И опыты быстротекущей жизни научили - попался собеседник, практикующий все или часть из перечисленного - кроме демагогии и оскорблений от него ничего другого не дождаться.
ЛИТЕРАТУРА:
Оскорбительная критика: опыт отражения
http://magazines.russ.ru/neva/2013/1/sh13.html
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ РИТОРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
https://cyberleninka.ru/article/n/nekot ... ih-zhanrov
Культура разговорной речи
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Li ... ray/07.php
Хамство непобедимо?
http://hamstvo.net/art_xamstvo1.htm
Научные основы культуры общения
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1338
- Joined: 23 Sep 2006 19:01
- Location: United Kingdom
Re: Научные основы культуры общения
Мне кажется вы ошиблись секцией.
Мне кажется это больше подходит под секцию "Литература и Искусство"
Мне кажется это больше подходит под секцию "Литература и Искусство"
-
- Уже с Приветом
- Posts: 480
- Joined: 09 Aug 2017 07:28
Re: Научные основы культуры общения
Подойдет везде. Но есть нюанс. Литература описывает художественную реальность, а с проявлениями некультурного общения приходится чаще иметь дело в жизни реальной.NanoKaktus wrote: ↑07 Sep 2017 15:18 Мне кажется вы ошиблись секцией.
Мне кажется это больше подходит под секцию "Литература и Искусство":)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 480
- Joined: 09 Aug 2017 07:28
Re: Научные основы культуры общения
Универсальность присуща и морали. Сутью морали является ее непротиворечивость. Если я думаю, что заслуживаю определенного обращения, тогда и другие, находящиеся в ситуации, сходной с моей, заслуживают подобного обращения. Кант утверждал, что непротиворечивость обусловлена тем, следуем ли мы категорическим императивам. ―Руководствуйтесь исключительно теми принципами поведения, которые могут быть признаны универсальными, — говорил он. Если вашему правилу, или максиме поведения могут последовать все остальные, тогда вы априори застрахованы от неверного поступка.
Предположим, вы хотите занять некоторую сумму денег и обязуетесь вернуть ее;
однако вы знаете, что не сможете этого сделать. Правило, согласно которому вы мыслите, может выглядеть следующим образом:
―Дайте ложное обещание, если это в ваших интересах. Если бы это правило было признано универсальным и ему всегда следовали остальные, являлся бы тогда мир непротиворечивым, соответствующим принципам морали? Ведь тогда люди бы перестали верить обещаниям. Следовательно, вы не сможете дать ложное обещание. Таким образом, вышеуказанное правило - Дайте ложное обещание, если это соответствует вашим интересам - не соответствует законам морали. Отсюда можно утверждать, что не выполнять обещания неправильно.
Предположим, вы хотите занять некоторую сумму денег и обязуетесь вернуть ее;
однако вы знаете, что не сможете этого сделать. Правило, согласно которому вы мыслите, может выглядеть следующим образом:
―Дайте ложное обещание, если это в ваших интересах. Если бы это правило было признано универсальным и ему всегда следовали остальные, являлся бы тогда мир непротиворечивым, соответствующим принципам морали? Ведь тогда люди бы перестали верить обещаниям. Следовательно, вы не сможете дать ложное обещание. Таким образом, вышеуказанное правило - Дайте ложное обещание, если это соответствует вашим интересам - не соответствует законам морали. Отсюда можно утверждать, что не выполнять обещания неправильно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 480
- Joined: 09 Aug 2017 07:28
Re: Научные основы культуры общения
Универсальность законов разума и морали имеет следствие: болтуном, вопреки обыденным представлениям, является не тот, кто говорит много, а тот, кто говорит не зная и не соблюдая универсальных правил.
И тут литература не осталась в стороне:
- Шалтай-Болтай взял книжку и уставился в нее...
... Значит так: триста шестьдесят четыре дня в году ты можешь
получать подарки на день нерожденья...
- Совершенно верно, - сказала Алиса.
- И только один раз на день рожденья! Вот тебе и слава!
- Я не понимаю, при чем здесь "слава"? - спросила Алиса.
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
- И не поймешь, пока я тебе не объясню, - ответил он. - Я хотел сказать: "Разъяснил, как по полкам разложил!"
- Но "слава" совсем не значит: "разъяснил, как по полкам разложил!" - возразила Алиса.
- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай.
И тут литература не осталась в стороне:
- Шалтай-Болтай взял книжку и уставился в нее...
... Значит так: триста шестьдесят четыре дня в году ты можешь
получать подарки на день нерожденья...
- Совершенно верно, - сказала Алиса.
- И только один раз на день рожденья! Вот тебе и слава!
- Я не понимаю, при чем здесь "слава"? - спросила Алиса.
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
- И не поймешь, пока я тебе не объясню, - ответил он. - Я хотел сказать: "Разъяснил, как по полкам разложил!"
- Но "слава" совсем не значит: "разъяснил, как по полкам разложил!" - возразила Алиса.
- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 480
- Joined: 09 Aug 2017 07:28
Re: Научные основы культуры общения
К пониманию национальности культуры:
«Документальное кино – вненационально»
Точно так же нет наций святых и в каждой найдутся ксенофобы и прочие маргиналы. Поэтому выводы, основанные на паре комментариев маргиналов, не имеющих представления о культуре общения - не повод делать заключения о русской культуре.
Гуриев, видимо, не понимает, что культура не пылесос, а вненациональное явление, настоящая культура вненациональна в целом и в частностях:Vladimir Guriev
к рецензии констанина сонина на новый роман дмитрия быкова благодарные читатели оставили семь корневых комментариев, в двух из них заботливо упоминается, что настоящая фамилия дмитрия быкова — зильбертруд.
я не знаю, так ли это, и не читал ни одного романа быкова, но я не очень понимаю логику такого аргумента.
ладно бы у нас пантеон хороших русских писателей состоял из чистокровных русских, но хорошего русского писателя бабеля звали исаак эммануилович, хороший русский писатель гоголь был то ли поляк, то ли украинец, хороший — ну или, по меньшей мере, популярный — русский писатель борис акунин вообще, судя по настоящей фамилии, грузин.
одного хорошего русского поэта звали борис пастернак.
другого хорошего русского поэта звали мандельштам.
третьего хорошего русского поэта звали бродский.
у александра сергеевича пушкина все его русское происхождение написано прямо на лице.
это не значит, конечно, что у нас не было хороших русских русских писателей и поэтов, но в целом русская литература (и русская культура) устроена по принципу пылесоса, она затягивает в себя талантливых людей разных национальностей и делает их русскими.
в этом наша суть и сила. мы заставляем людей других национальностей писать нам книги, музыку и снимать фильмы.
«Документальное кино – вненационально»
Точно так же нет наций святых и в каждой найдутся ксенофобы и прочие маргиналы. Поэтому выводы, основанные на паре комментариев маргиналов, не имеющих представления о культуре общения - не повод делать заключения о русской культуре.