Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

aml5691
Уже с Приветом
Posts: 835
Joined: 15 Jan 2004 18:42

Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

Post by aml5691 »

Image

Image


Интересная опера композитора, физика и философа из Владивостока Виктора Аргонова (argonov.ru, argonov.livejournal.com, vk.com/id144427465 ), записанная в 2007 году коллективом музыкантов и вокалистов тоже из Владивостока. Опера использует музыку "техно", похожую на позднесоветский электронный поп конца 1980-х - начала 1990-х ("Мираж", "Ласковый май"), ранние электронные альбомы Тани Булановой и музыку Pet Shop Boys.

Композитор распространяет оперу бесплатно в электронных форматах, и ее можно найти во многих местах, включая популярные торрент-трекеры и YouTube. В.Аргонов также готовит второе сувенирное издание этой оперы на CD, на которое успешно собирает деньги методом народного финансирования (crowdfunding) нa Boomstarter.Ru .

Сюжет оперы является вариантом альтернативной истории СССР, начинающейся с того, что после безвременной кончины верного ленинца, патриота и интернационалиста, Генерального Секретаря ЦК КПСС, товарища Константина Устиновича Черненко, внеочередной пленум ЦК КПСС единогласно избрал Генеральным Секретарем ЦК КПСС первого серкретаря Ленинградского обкома КПСС товарища Романова Григория Василиевича.

Деловые и организаторские качества Григория Василиевича Романова, а также присущий ему управленческий талант позволили СССР отчасти преодолеть к рубежу веков имевшиеся в экономике негативные тенденции и восстановить былые позиции. Под руководством сменившего Г.В.Романова на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС академика Николая Иосифовича Плотникова страна добилась невиданных доселе побед в социалистическом строительстве и научно-техническом прогрессе.

Удивительный прогресс в области теории управления и искусственного интеллекта позволил при непосредственном участии академика Плотникова завершить строительство АСГУ (Автоматической Системы Государственного Управления), впоследствии об'единенной с Государственной Информационной Сетью и в корне изменившей всю структуру власти СССР и жизнь миллионов советских трудящихся!

К несомненным плюсам сюжета оперы следует отнести умный и продуманный сценарий альтернативного будущего. Действительно, автоматизация функций управления в масштабе страны всегда интересовала коммунистов/социалистов - технократов. Примерами являются проект ОГАС в СССР 1950-х-1990-х годов , а также аналогичная система в Чили при президенте-социалисте Альенде.

Сюжет оперы начинается в 2032 году, где сменивший Н.И.Плотникова Генеральный Секретарь ЦК КПСС Анатолий Сергеевич Милиневский обращается к депутатам с'езда КПСС с речью, в которой подводит итоги последних десятилетий и затем дает слово АСГУ.

Не буду пересказывать либретто, упомяну лишь его интригующие детали. В генсека Милиневского влюблена 11-классница из города Зеленодольск-26, которая поражает генсека сходством своего голоса с голосом АСГУ. В дружественной СССР Ближневосточной Федерации происходит антисоветский мятеж, инспирированный Западом и развязанный военщиной Ирана, который СССР успешно подавляет, но АСГУ предсказывает ответный удар коварного Запада. АСГУ предлагает генсеку упредить следующий ход Запада революционным массированным ядерным ударом. Что решит генсек Милиневский?

Оперу отличает эффектая и мелодичная техно-музыка. Если вам нравится "Мираж", "Ласковый май", Pet Shop Boys и подобные им, обязательно послушайте.

Вопросы затрагиваемые в текстах арий включают извечные вопросы о том, как должно управляться человеческое общество, о грани между человеком и машиной, науке и религии, воскрешении мертвых (явно упоминается философ Н.Федоров).

К недостаткам оперы отнес бы излишнюю однородность музыки, что скорее всего является следствием ограниченности музыкального стиля - электронной музыки техно. Кроме того, хорошо было бы, если бы записи оперы сопровождались бы таким же либретто, какое принято делать для классических опер, т.е. либретто с кратким описанием сюжета. Хотя в электронном издании на торрент-трекерах и есть обширное либретто, но это либретто содержит только полный текст арий и речитативов. По своему опыту могу сказать, что за деталями сюжета по такому либретто следить неудобно и сложно.

Вот несколько арий из оперы с YouTube:

"В звездном вихре времен" (ария Рассказчицы)

phpBB [video]



"Великий час" (ария Генерального Секретаря ЦК КПСС А.С.Милиневского)

phpBB [video]




"Ангел жизни новой" (ария Генерального Секретаря ЦК КПСС А.С.Милиневского)

phpBB [video]




"Зима" (ария Рассказчицы)

phpBB [video]
Last edited by aml5691 on 31 Aug 2013 07:16, edited 1 time in total.
aml5691
Уже с Приветом
Posts: 835
Joined: 15 Jan 2004 18:42

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся гряду

Post by aml5691 »

Вот вся опера целиком:

phpBB [video]
aml5691
Уже с Приветом
Posts: 835
Joined: 15 Jan 2004 18:42

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся гряду

Post by aml5691 »

Вот вся опера целиком:

phpBB [video]
aml5691
Уже с Приветом
Posts: 835
Joined: 15 Jan 2004 18:42

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся гряду

Post by aml5691 »

Несколько цитат из рецензии ( "Коммунизм в стиле техно", http://artread.ru/articles/muzyka/kommu ... ile-tekhno ) историка Михаила Пискунова ( http://artread.ru/user/mikhail-piskunov ) на эту оперу, и фото создателей оперы, с сайта artread.ru и со страницы ВКонтакте маэстро Виктора Аргонова.

Михаил Пискунов, http://artread.ru/articles/muzyka/kommunizm-v-stile-tekhno wrote:
На проект музыканта из Владивостока Виктора Аргонова (лидера электронного коллектива «Комплексные числа»), техно-оперу «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», я наткнулся случайно — нашел на просторах социальной сети «ВКонтакте» группу, посвященную фантасту Ивану Ефремову, которого я безмерно уважаю и почитаю. Там в аудиозаписях оказался отрывок из этой техно-оперы. Заинтригованный, я решил порыться в Интернете — нашел сайт проекта, скачал все треки и немедленно прослушал. Техно-опера вышла на музыкальный рынок еще в 2007 году (ограниченным тиражом в несколько тысяч дисков), но широкому слушателю она практически неизвестна. Это при том, что такие далеко непоследние представители отечественной научно-технической и гуманитарной интеллигенции, как Сергей Лукьяненко или Леонид Каганов, «2032» официально одобрили. Как бы то ни было, считаю, что «Легенда…» — это целое событие в культурной жизни нашей страны, и хочу поделиться впечатлениями и размышлениями по этому поводу.

Сказать, что мне понравилось, — не сказать ничего. Впервые я обнаружил на российской сцене полностью концептуальный (текст и музыка неразрывно связаны) музыкальный проект, который написан интеллектуалом, затрагивает массу действительно важных проблем, связанных с настоящим и будущим, и при этом приятен для восприятия. В общем, уже две недели не могу оторваться. Но обо всем по порядку.

[...]

Среди молодого поколения, которое СССР не застало, но зато видело беспредел 1990-х и унылую «стабильность» 2000-х, активно культивируется «советский миф» — представление о Советском Союзе как о некоем навсегда закончившемся «золотом веке», трагически потерянных райских кущах. «Легенда о несбывшемся грядущем», рисующая альтернативную историю с 1985 года, на первый взгляд, вполне в русле этой ностальгии по «советскому проекту». Но на самом деле все гораздо тоньше и интереснее, это отнюдь не очередная клюква в стиле современной реваншистской российской фантастики — про корабли с двуглавыми орлами серпами и молотами на корпусах, бороздящие просторы Галактики, или про крутого генерала, который с помощью русской смекалки подрывает коварные планы «империалистического Запада» и разрушает США в отместку за распад СССР.

[...]

Виктор Аргонов (первый слева) и участники Виктор Аргонов Project / группы "Комплексные числа", записавшие оперу

Image
Михаил Пискунов, http://artread.ru/articles/muzyka/kommunizm-v-stile-tekhno wrote:
[...]

Сразу оговорюсь, что автор ни в коей мере не пропагандирует коммунистическую идеологию — она ему нужна, как и всякому талантливому творцу, только в качестве удобного фона. Виктор Аргонов прямо признался, что хотел поставить ряд футурологических и социальных проблем и обратить внимание людей на те стороны нашего советского прошлого, о которых сегодня не принято вспоминать не иначе как с усмешкой или злой иронией: сциентизм, ориентированность на будущее, вера в лучшее и возможное новое общество. Как отмечается в аннотации к опере, «это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск — скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, ее болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема. И, подобно жанру фэнтези, где средневековая обстановка не означает стремления автора вернуться в Средневековье, здесь социализм также не претендует на политический пафос — он лишь создает атмосферу, определенную эстетику происходящего». Характерно, что автор вовсе не олдскульный коммунист, оставшийся с советских времен, а скорее наоборот: сейчас ему тридцать с небольшим, а когда опера создавалась, было около двадцати пяти. Почитав его интернет-переписку с весьма интеллектуальными слушателями, способными к саморефлексии, я пришел к выводу, что здесь не обошлось без творческого «выстрела вслепую», который метко задел ту категорию советских людей, которые выросли на Ефремове и Стругацких (сам автор принадлежит к уже совсем другому поколению).

Музыкальная составляющая проекта тоже довольно интересна. Я не большой любитель электронной музыки и вряд ли смогу достаточно эрудированно проанализировать «2032» в контексте электронной сцены, однако не могу не отметить сильную связь музыки и текста. С одной стороны, электро/синти-поп, в стиле которого написана большая часть оперы, сделан максимально удобным для восприятия даже для тех людей, которые «электронщину» на дух не переносят, а с другой — автор для создания ностальгического эффекта у «бывалых» явно пытается достичь очевидного сходства с эстрадной и электронной музыкой позднего СССР. Если вдумчиво вслушиваться, то можно услышать интонации «Миража», «Ласкового мая», Space, «Гостьи из будущего», Жана Мишеля Жарра, Kraftwerk, даже советского гимна и другого музыкального ретро родом из 1980-х. Причем не в форме нарезки или плагиата, а очень толковым и умелым вплетением узнаваемых элементов и сэмплов в общую музыкальную нить. Удивительное ощущение: мелодии, под которые мы обычно привыкли слушать какую-нибудь очередную банальную и пошлую окололюбовную историю, вдруг сопровождают рассуждения в духе социальной философии или футурологии. В общем-то, это была одна из целей автора: «Цель — показать, что в ритмической электронной музыке с вокалом можно выражать более сложные мысли, нежели кто кого трахнул или какие в клубе диджеи. Надоела пошлятина и поп-философия ни о чем. Это относится и к «русскому року» тоже. Когда человек хочет написать что-то понятное всем, он неизбежно скатывается или в широкую абстракцию, под которую можно подогнать что угодно, или в бытовуху на любовную тематику. Есть о чем подумать. Научно-технический прогресс, судьба человечества, политика, психология, экономика».

[...]
Слева: Ариэль / Ariel Wright , http://vk.com/wild_cat_ariel , исполнительница партий АСГУ и школьницы
Справа: Елена Яковец, исполнительница партии Рассказчицы

ImageImage
Михаил Пискунов, http://artread.ru/articles/muzyka/kommunizm-v-stile-tekhno wrote:
[...]

Подводя итог, нужно сказать, что Виктору Аргонову удалось создать очень талантливое и небанальное музыкальное произведение. В «Легенде о несбывшемся грядущем» он сплавил множество разных эстетик советской и постсоветской литературы и соединил такие разные вещи, как «твердая» НФ и электронная музыка, в гармоничные и взаимодополняющие части единого целого.

[...]

Ни в коем случае не нужно пытаться слушать «Легенду о несбывшемся грядущем» фоном — только вдумчиво, вникая в детали. Тогда можно получить от нее большое интеллектуальное удовольствие и пощекотать себе нервы удивительными картинами вполне возможного когда-то (да и сейчас отчасти) будущего. В конце концов, не одним же постмодернизмом и бесконечным стебом над всем окружающим жив современный человек.
User avatar
perasperaadastra
Уже с Приветом
Posts: 20128
Joined: 21 Feb 2009 22:55
Location: Лох Онтарио

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

Post by perasperaadastra »

Мне это сразу напомнило следующий клип:

phpBB [video]


Оказалось, тот же самый коллектив.
User avatar
Dweller
Уже с Приветом
Posts: 12258
Joined: 20 Dec 2000 10:01
Location: Bellevue, WA

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

Post by Dweller »

там достаточно послушать или надо смотреть тоже?
в торрентах нашел мп3 но не видео
aml5691
Уже с Приветом
Posts: 835
Joined: 15 Jan 2004 18:42

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

Post by aml5691 »

perasperaadastra wrote:Мне это сразу напомнило следующий клип:

phpBB [video]


Оказалось, тот же самый коллектив.
Не знаю, в точности ли те же самые музыканты записывают альбомы "Комплексных чисел" (complexnumbers.ru) и оперы Аргонова, но вроде музыку и тексты и для тех и для других пишет Виктор Аргонов ( argonov.ru, argonov.livejournal.com ).
aml5691
Уже с Приветом
Posts: 835
Joined: 15 Jan 2004 18:42

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

Post by aml5691 »

Dweller wrote:там достаточно послушать или надо смотреть тоже?
в торрентах нашел мп3 но не видео
Насколько знаю, фильма или мультфильма по этой опере нет, хотя Аргонов вроде писал о планах сделать мультфильм в японском стиле по одной из своих опер.

На YouTube можно найти клипы или даже всю оперу полностью со слайдшоу или наложенную на компиляцию видео из не связанных с оперой фильмов или мультфильмов (см. выше и ниже).

Часть из таких видеоклипов сделана самим Аргоновым, с английским переводом (к сожалению, плохим), другая часть сделана другими людьми, не связанными с ним.

phpBB [video]


phpBB [video]
User avatar
Dweller
Уже с Приветом
Posts: 12258
Joined: 20 Dec 2000 10:01
Location: Bellevue, WA

Re: Техно-опера В.Аргонова "2032:Легенда о несбывшемся грядущем"

Post by Dweller »

скачал, буду слушать в своем пешем коммьюте

Return to “Литература и Искусство”