Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

User avatar
brrdrr
Уже с Приветом
Posts: 9560
Joined: 26 Mar 2011 23:02
Location: Russia -> Orlando, FL

Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by brrdrr »

Сказки – это больше чем фантастические истории с экстраординарными возможностями персонажей, это базисная часть этноса, то что формирует национальную самоидентификацию. Сверхъестественные возможности персонажей – это инструмент для выражения замаскированных идей, которые проникают в детские головы и формируют стереотипное поведение и реакцию на определенную среду и воздействие.

Так вот одна из детских русских народных сказок «Царевна-лягушка» осталось мной непонятой. Я, как носитель языковой культуры, только смог уяснить общий смысл повествования – историческая борьба добра со злом. Но вот детали! Кто такие: Кощей, Царевна Лягушка, Баба Яга и другие персонажи? Что означает: «Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт»? Почему существует определенная последовательность в действиях главного героя – встреча вспомогательных персонажей, оказание им помощи, хотя должен из обыденной логики их покарать, и ответная помощь главному герою со стороны «спасенных» им? Почему нет классического прямого столкновения главного героя и его антагониста?

Одним словом, «Царевна-лягушка» одна из самых загадочных сказок в русском этносе, которая, скорее всего, сформирована на основе дохристианских верованиях, былинах и сказаниях.
Может, кто прольет свет на «детали»? В интернете достаточно много суждений по этому поводу, но хотелось бы услышать свежие идеи. :food:
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
User avatar
Flash-04
Уже с Приветом
Posts: 63377
Joined: 03 Nov 2004 05:31
Location: RU -> Toronto, ON

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Flash-04 »

да просто фантазия была хорошая у древнего автора этой сказки, а вы ищете какие-то "сверхидеи" :)
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
User avatar
Flash-04
Уже с Приветом
Posts: 63377
Joined: 03 Nov 2004 05:31
Location: RU -> Toronto, ON

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Flash-04 »

кстати вот тут хорошее объяснение:
http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html
Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
User avatar
brrdrr
Уже с Приветом
Posts: 9560
Joined: 26 Mar 2011 23:02
Location: Russia -> Orlando, FL

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by brrdrr »

Flash-04 wrote:кстати вот тут хорошее объяснение:
http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html
Интересные разъяснения, но местами много противоречий.

В образе Кощея в русских сказках заложен глубокий смысл.
Прежде всего, он бессмертен, но в подлунном мире все живое смертно, все неживое тленно. Значит, Кощей имеет возможность само регенерации, к примеру, как некая общественная организация. Невольно, всплывает знаменитая аналогия: «мафия бессмертна». Может именно этим и объясняется, что в сказке отсутствует сцена финальной схватки главного героя Иван-Царевича с антагонистом Кощеем, потому что нет такого существа, но есть такая организация. В подтверждение: «в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны».
Интересно, что Иван-Царевича, не сам побеждает Кощея, а его ведут к цели члены (бывшие или ренегаты) этой организации – Баба Яга, Селезень (такой же как Кощеева утка), Заяц (такой же как Кощеева заяц). Они же и делают за него главную работу: достают ларец, рвут на части утку и зайца. Царевичу же остается вскрыть капсулу и повредить активный элемент, который нарушает общую деятельность организации «Кощей».

И вы говорите, что здесь нет тайного смысла? 8)
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
User avatar
rzen
Уже с Приветом
Posts: 24375
Joined: 18 Nov 2003 16:42

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by rzen »

мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
Don't code today what you can't debug tomorrow.
User avatar
brrdrr
Уже с Приветом
Posts: 9560
Joined: 26 Mar 2011 23:02
Location: Russia -> Orlando, FL

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by brrdrr »

rzen wrote:мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
Это что, вот до Библии дойдет – сплошной секс, кровь, кровосмешение, предательство и богохульство. :%)
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
User avatar
Flash-04
Уже с Приветом
Posts: 63377
Joined: 03 Nov 2004 05:31
Location: RU -> Toronto, ON

Re: Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Flash-04 »

rzen wrote:мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
Не вы первый :D каннибализм до кучи.
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
User avatar
brrdrr
Уже с Приветом
Posts: 9560
Joined: 26 Mar 2011 23:02
Location: Russia -> Orlando, FL

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by brrdrr »

Может ответ на вопрос: «Кто есть Кощей?» стоит поискать в Индуизме? Удивительно как образ Кощея Бессмертного перекликается с образом демона Хираньякашипу. 8)
Хираньякашипу захотел стать бессмертным и ради достижения этой цели стал подвергать себя необычайно суровой аскезе и предавался медитации в долине у подножия горы Мандара. Это очень встревожило девов и Брахма, повелитель этой вселенной, лично отправился к Хираньякашипу, чтобы спросить, для чего тот совершает столь ужасную аскезу. Хираньякашипу сообщил Брахме, что его желанием было стать непобедимым, чтобы к нему не подступали ни болезни, ни старость и чтобы он всегда был защищён от любых врагов. Девы, увидев, что Хираньякашипу погружен в медитацию, успокоились и вернулись в свои обители. Аскеза Хираньякашипу заключалась в том, что он встал на одной ноге в огромный муравейник и простоял там сто лет по исчислению девов. Один день девов равен шести месяцам на Земле, таким образом, аскеза Хираньякашипу продолжалась 18 250 земных лет. За это время черви, муравьи и всевозможные паразиты почти полностью съели его плоть; он сохранял свой жизненный воздух в одних костях.
Тогда Хираньякашипу попросил Брахму сделать его неуязвимым, так, чтобы никто из сотворённых существ — будь то живое или неживое существо, человек, зверь, дева или кто-то ещё — не мог его убить; Хираньякашипу хотел, чтобы его не могло сразить никакое оружие и чтобы смерть не настигла его ни в доме ни на улице, ни днём ни ночью, ни на земле и ни в воздухе.
Хираньякашипу победил всех своих соперников в каждом из трёх миров и подчинил своей власти все живые существа, в том числе девов и асуров. Захватив все планеты и даже обитель Индры, которого он изгнал оттуда, Хираньякашипу, окружённый невиданной роскошью, стал наслаждаться жизнью. Все боги, кроме Вишну, Брахмы и Шивы, оказались у него в подчинении и служили ему.
Скорее всего Василиса Премудрая тоже находилась в у Кощея Бессмертного в подчинении, но каким-то образом ей удалось податься в бега и оставаться невидимой от Кощеяго ока посредством лягушачьей шкурки.

Кстати, когда Иван-царевич Василисин маскхалат спалил, то она ему прямо на Индию и указала. :lol:
Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б ты немножко подождал, я бы навечно твоей стала, а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного.
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
User avatar
brrdrr
Уже с Приветом
Posts: 9560
Joined: 26 Mar 2011 23:02
Location: Russia -> Orlando, FL

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by brrdrr »

Немного с символами из этого произведения я разобрался.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
«Сундук» -- это или отдельное здание, либо комплекс зданий, объединённый инфраструктурой. Может даже крепость.
«Дерево» -- это видимо река. Если на реку смотреть с большой высоты, то она похожа на реку. У дерева от одного ствола отходят ветви, что напоминает притоки реки.
«Яйцо» -- закрытая (герметизированная) капсула. Сравнительно не больших размеров. Как вариант гроб, но не более.
«Игла» -- может кости или мощи, но точно, что органического происхождения, потому что её(их) надо помещать в герметизированную капсулу.

Кто такие медведь, заяц и утка, пока загадка.
Допускаю, что медведем может быть человек, либо группа лиц, способных вскрыть (захватить) сундук (крепость). С зайцем и уткой нет никаких ассоциаций. Но в различных вариантах сказки эти образы стабильны, значит ассоциации должны напоминать или иметь что-то общее с внешним видом или поведением зайца и утки.
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
User avatar
Роза
Уже с Приветом
Posts: 42589
Joined: 16 May 2005 06:03
Location: Крым, Украина-WA,US-Крым, Россия

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Роза »

В русских сказках отражена ментальность русского народа. Об этом естьмасса исследований.

http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_301.htm

мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
да прям

http://rudocs.exdat.com/docs/index-175828.html
Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе.
В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него.
User avatar
rzen
Уже с Приветом
Posts: 24375
Joined: 18 Nov 2003 16:42

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by rzen »

вы муху цокотуху читали?
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
.
.
.
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
ну и разумеется победителю достойный приз:
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
"Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
Don't code today what you can't debug tomorrow.
Jefe
Уже с Приветом
Posts: 829
Joined: 14 Aug 2009 18:48

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Jefe »

brrdrr wrote:Немного с символами из этого произведения я разобрался.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
...
...Кощей - это Эго ...
User avatar
Dinki
Уже с Приветом
Posts: 7498
Joined: 28 Aug 2004 16:33
Location: TX

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Dinki »

А мне всегда казалось, что в русскиx сказках сaмый крутой протагонист - это кто-то, кто славу, богатсво и царевну добывает себе чужими руками. И основа сказки - это как главный герой умудряется эти "чужие руки" себе добыть.

Пошел, например, и поймал щуку. После чего лег на печь и стал отдавать приказания "по шучьему велению". :mrgreen:
Ну или золотую рыбку поймал, тут правда протагонист оказался дураком и вместо избавления от старухи и получения молодой и красивой царевны стал рыбке выдавать старухины приказы. В результате сказка плохо кончлась - а нефиг лопухом быть! :pain1: Думать надо не о старухах, а о себе любимом. :mrgreen: Кстати, этот "глупый" старик один из немногих, кто в сказках трудится в поте лица.

С рыбами покончили. Перешли на других животных. Серый Волк, Конек-Горбунок, зайцы, утки, медведи. Основной смысл: если я тебя не убью - ты мне служить будешь. :umnik1:

Так что чего там такого загадочного в этой Царевне лягушке, я в упор не пойму. 8)
Какое еще такое "классическое прямое столкновение главного героя и его антагониста"? Откуда оно в русских сказках? Там все чужими руками всегда делается (или животными или женскими). Хотя иногда главный герой все-таки умудряется выстрелить из лука или рубануть кого-то мечом самостоятельно, но это бывает крайне редко. :lol:
Last edited by Dinki on 08 May 2012 18:05, edited 1 time in total.
User avatar
Dinki
Уже с Приветом
Posts: 7498
Joined: 28 Aug 2004 16:33
Location: TX

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Dinki »

brrdrr wrote:Немного с символами из этого произведения я разобрался.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
«Сундук» -- это или отдельное здание, либо комплекс зданий, объединённый инфраструктурой. Может даже крепость.
«Дерево» -- это видимо река. Если на реку смотреть с большой высоты, то она похожа на реку. У дерева от одного ствола отходят ветви, что напоминает притоки реки.
«Яйцо» -- закрытая (герметизированная) капсула. Сравнительно не больших размеров. Как вариант гроб, но не более.
«Игла» -- может кости или мощи, но точно, что органического происхождения, потому что её(их) надо помещать в герметизированную капсулу.

Кто такие медведь, заяц и утка, пока загадка.
Допускаю, что медведем может быть человек, либо группа лиц, способных вскрыть (захватить) сундук (крепость). С зайцем и уткой нет никаких ассоциаций. Но в различных вариантах сказки эти образы стабильны, значит ассоциации должны напоминать или иметь что-то общее с внешним видом или поведением зайца и утки.
Это чего за бред? :lol: Русским же языком написано во многих сказках, что у Кащея душа бессмертная и она-то в яйце и спрятана. И смысл - это самую душу и убить.
User avatar
Dweller
Уже с Приветом
Posts: 12258
Joined: 20 Dec 2000 10:01
Location: Bellevue, WA

Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…

Post by Dweller »

Т.к. древнерусская культура перекликается с индийской мифологией, перерождением и пр., я бы трактовал сказку про Лягушку так:
- Весь квест Иванушки - это копание в себе, иправление своего характера через поступки и более глубокое осмысление происходящего. Все его приключения и борьба символизируют перестройку его внутреннего мира и характера.
- Кащей символизирует родовое наследие человека (Иванушки?), его предыдущие жизни в которых как во вложенных матрешках (медведь - утка - ... - игла) Иванушка должен разобраться чтобы понять причины своего поведения и образа жизни, на которые его предыдущие перерождения (а если рассуждать более реально, образ жизни и история жизни его предков в нескольких коленах) наложились. Т.е. разобраться для того чтобы понять в чем он ошибался и как ему исправить свою жизнь глобальным образом.
- "глупость" Иванушки в том что в нем не так сильно отпечатались поведенческие стереотипы навязанные родителями и более дальними предками - старшие сыновья женились на "нормальных" девушках а Иванушка на лягушке
- Сжигание лягушачей кожи наверное символизирует то что Иванушка по глупости лишил свою жену природной скромности, ну и в принципе совершил насилие над жизнью другого человека, так что улетевшая Горлица это символ глубокой обиды.

Это только то что сразу вспомнилось, надо перечитать чтобы более подробно разобраться :)

Return to “Литература и Искусство”