Спасибо за ссылку! Приведу несколько цитат и фото из этой статьи Дмитрия Алексеева в Глянцевом Журнале - на случай если журнал позже уберет свою статью под замок.
Дворцовый переворот
Глянцевый Журнал
Приложение к деловой газете "Взгляд"
12 февраля 2007 г.
Полностью материал о проекте «Турандот» читайте в февральском номере «Буржуазного журнала».
Можно сколько угодно обвинять российских рестораторов в погоне за быстрыми прибылями, русских дизайнеров - в подражании Западу, столичных шеф-поваров - в отсутствии вкуса. Но с тех пор, как в Первопрестольной появилась культурная и гастрономическая достопримечательность под названием «ТУРАНДОТ», Москве может позавидовать любой город мира.
Текст: Дмитрий Алексеев
«Турандот» - это реакция на диктат серости, отсутствие живого в нашем окружении, - рассказывает ресторатор. - Посмотрите вокруг: архитектура никакая, дизайн - никакой. Мы живем в эпоху триумфа брендов, поставивших творческий процесс на поток. Главная их цель - снижение себестоимости. Поэтому моей давней мечтой было создание барочного дворца в самом высоком понимании этого слова - не подделки, а авторского объекта, построенного по законам декоративного искусства того времени. «Турандот» - гимн декоративному искусству. Он выполнен в стиле шинуазри - это Китай, придуманный европейцами в XVII-XVIII веках, когда Поднебесную представляли себе весьма приблизительно. Почему Турандот? Имя прекрасной китайской принцессы, действительно рожденной на Востоке или выдуманной французским автором в начале XVIII века, - один из главных символов шинуазри. «Турандот» - лишь первая часть задуманного мной ресторанного триптиха. В ближайшее время в этом же здании откроются еще два дворца, представляющие различные эпохи. В каждом из них будет отдельный ресторан - итальянский, гораздо более скромный. И русский. По соседству - несколько ювелирных и антикварных бутиков. Принцип, которым я руководствуюсь при отборе предметов для них, - рукотворный труд. Здесь представлены только рукодельные вещи, а не тиражные предметы от раскрученных марок».
Осуществление задуманного стало смыслом жизни ресторатора и потребовало более шести лет каторжного труда. Но старания были полностью оправданы. Самый долгожданный проект за всю историю российского ресторанного бизнеса стал первым по целому ряду направлений. Во-первых, это первый российский ресторан, созданный не по уже устоявшемуся сценарию, т.е. с учетом исключительно соображений окупаемости. Во-вторых, это самый большой в Европе ресторанный комплекс (площадь 14 залов «Турандота», рассчитанных на 400 гостей, - 5 тыс. кв. м; в штате - более 400 сотрудников). В-третьих, по инвестициям это один из самых дорогих ресторанов в мире (по некоторым данным, общий объем инвестиций проекта составил около $50 млн.).
Фото: Слева: Андрей Деллос. В центре: Птичий зал. Справа: зал с бутиками у входа в главный зал ТурандотГостям, впервые попавшим в ресторан «Турандот», сложно поверить, что большая часть этого уникального дворца создана в наше время и, что самое невероятное, - отечественными мастерами.
«Я приглашаю в Россию иностранных дизайнеров, многие из которых являются моими приятелями, только с одной целью - похвалиться, - улыбается Андрей Деллос. - Видели бы вы выражения их лиц. Безусловно, мне приятно видеть их открытые рты, и я не собираюсь скромничать по этому поводу. В последнее время в России принято с восхищением принимать любую дизайнерскую новинку из Европы, и мне грустно наблюдать, как наши дизайнеры слепо копируют своих зарубежных коллег. Лично я считаю, что Запад на сегодняшний день вряд ли сможет чему-то научить нас в декоративном искусстве. Чтобы это доказать, мы создали уникальную команду - громадный организм, который способен производить уникальные ремесленнические вещи. Мы делаем своими руками все - изделия из бронзы, стекла, металла, дерева. Специально для этого проекта мы создали свои мастерские, в которых было занято несколько сотен человек».
[...]
Андрей Деллос утверждает, что сегодня общий уровень декоративного искусства невысок не только в России, но и в Западной Европе: «Франция, Англия, Германия и Италия давно перешли на туристическое качество. К тому же там гораздо более нетребовательная публика. В Европе легче быть модным, чем у нас. Я достаточно долго прожил там, чтобы знать, какие у них съедаются проколы. И мне часто задают один вопрос - ты что, сумасшедший, зачем ты сделал это здесь, а не за границей - в Париже или Лондоне? Эффект от «Турандота» там был бы намного громче. Но я не хочу работать для них. Я хочу делать это для нас. А в России самая сложная публика - очень требовательная и очень избалованная. Причем не только в отношении дизайна. Я иногда сижу в западных ресторанах и каждый раз, наблюдая грубейшие ошибки, удивляюсь. У нас такой ресторан закрылся бы через две недели, у них существует десятилетиями. Самая большая проблема ресторанной Европы кроется в социальных причинах. К примеру, во Франции очень сложно уволить неважного сотрудника. Но ресторан - это каждодневный каторжный труд. Зачем человеку убиваться, если можно работать вполсилы, и ничего тебе за это не будет?»
[...]
Многие гости, пораженные внутренним убранством «Турандота», часто не придают особого значения кухне. Такое отношение и понятно - зачастую дизайнерские рестораны посредственны с точки зрения меню и винной карты. Логика их создателей понятна: зачем платить известному шеф-повару и сомелье? Неординарный интерьер - вполне достаточное условие для привлечения публики.
В случае «Турандота» это правило дает осечку. Кухня здесь отменная. Ее создание - дело рук одного из лучших специалистов по азиатской кулинарии, лондонского ресторатора Алана Яу. Уроженец Гонконга, сын ресторатора, обладатель ордена Британской Империи за заслуги в ресторанном бизнесе, Яу - основатель феноменально популярных лондонских ресторанов Hakkasan и Yauatcha, каждый из которых удостоен звезды Michelin. Оба его проекта входят в список лучших ресторанов мира по версии английского журнала Restaurant Magazine. Сегодня Алана Яу называют создателем современной восточной кухни. Для проекта Андрея Деллоса английский кулинар создал специальное меню.
«Для «Турандота» было разработано новое направление, - поясняет Деллос. - Кухня на 100% соответствует концепции ресторана. Интерьер представляет собой Китай глазами европейца. Кухня - паназиатская, адаптированная к европейским желудкам. Представлены как японские, так и китайские блюда. Как и интерьер, это безусловная экзотика. Это «шинуазревая» кухня. Аналогов не существует нигде в мире, она создана специально для этого проекта. Это не Китай и никак не фьюжн. Фьюжн в привычном понимании - проникновение азиатской кухни во французскую или наоборот - я очень не люблю. Я всегда считал это направление суррогатом. Это мертворожденное дитя. Фьюжн мне не нравился еще 7-8 лет назад, когда он был в топе. Сейчас я с удовольствием наблюдаю его кончину».
Помещения кухни ресторана занимают три этажа. Первый этаж - кондитерский цех. Это владения француза Эммануэля Риона, чемпиона мира по кондитерскому искусству. Он готовит роллы из шоколадного сигаретного теста с шоколадным и фисташковым кремом, горячий лимонный гратен с земляникой и многие другие экзотические яства. Второй этаж - место, где рождаются японские блюда. Здесь заправляет Тадура Нагаеси. Совсем недавно он готовил для японской императорской семьи, сегодня приучает к японской кухне москвичей и гостей столицы. Шеф-повар, Алекс Чонк Витт, которого Алан Яу привез в Москву из Гонконга, творит на третьем этаже кухни. Среди его абсолютных достижений баранья корейка с шоколадным соусом, пекинская утка с икрой белуги, китайские роллы с утиной грудкой, манго и крабовым салатом, жаренные на гриле шанхайские пельмени с курицей.
Припоминаю несколько интересных сплетен о знаменитых проектах Деллоса.
О Кафе Пушкин в Москве говорят, что оно стало достопримечательностью номер два (после Красной Площади), куда ведут посещающих Москву иностранцев, которым москвичи хотят показать город и на которых хотят произвести впечатление. Говорят также, что создать Кафе Пушкин стоило Деллосу примерно эквивалент 5 миллионов долларов США (6 или 7 лет назад), и что эти деньги окупились за 18 месяцев.
Сколько времени будет окупаться Турандот, по слухам стоивший Деллосу и его банкирам эквивалент 50 миллионов долларов США, сказать трудно. Слышал, что Турандот и другие рестораны этого комплекса Деллоса могут окупиться не благодаря ресторанам, а благодаря вложению части денег в подземные парковочные места под этим комплексом. Говорят, что одно парковочное место там сейчас стоит эквивалент 150 тысяч долларов США, и что именно туда отгоняют автомобили парковщики у Кафе Пушкин.
Видел план уже начавшейся реконструкции района Пушкинской плошади. По этому плану, внешний вид площади измениться не должен, но под площадью будет огромный торговый центр с подземной парковкой на 1000 парковочных мест на другой стороне Тверской, как раз у Кафе Пушкин. Если и когда этот план будет воплощен именно так, стоимость парковочного места в этом районе скорее всего упадет.